Previous Entry Share Next Entry
Ла Мескита: Творческое состязание христианства с исламом
НЮ
cicerone2007
Мы ехали в Кордову в жаркий июльский день ради Ла Мескиты – Большой мечети. Автостраду украшали белые и розовые олеандры, и их чередование подготавливало нас к восприятию волшебного интерьера мечети:

Большая мечеть Кордовы



Оставив машину за старыми городскими стенами, мы направились на поиски мечети. Ла Мескита возникла перед нами внезапно в виде бесконечной золотистой стены с контрфорсами:

Большая мечеть Кордовы

Еще несколько шагов, и на стене стали появляться остатки роскошных орнаментальных композиций:

Большая мечеть Кордовы

У этого здания сложная строительная история. Самая древняя часть мечети была построена в 785 году халифом Абд ар-Рахманом I на месте вестготской базилики Св. Винсента. Это произошло спустя 74 года после того, как мусульманский флот захватил бухту Альхесирас. Десятитысячное войско двинулось к Севилье, а затем к Кордове. Покоренные земли арабы назвали ал-Андалус (земля вандалов).

Большая мечеть Кордовы

В IX веке мечеть расширил Абд ар-Рахман II. А в Х веке здание продолжил расширять Аль Хакам II, последним строителем мечети стал его министр, а потом и регент Мухаммед ибн Аби Амр, получивший за свои деяния имя ал-Мансур (Победитель). В Кордове в это время насчитывалось около 300 000 жителей, Большая мечеть могла вместить 25 000 молящихся.

Большая мечеть Кордовы

Как и при халифах, внутренний двор мечети украшает апельсиновый сад:

Большая мечеть Кордовы

Только на месте минарета сейчас высится колокольня высотой 93 метра:

Торре-дель-Альминар

В галереях, обходящих двор, выставлены деревянные балки старых перекрытий:

Большая мечеть Кордовы

От колокольни открывается странное зрелище. В тело мечети врос христианский собор. Христиане взяли Кордову в 1296 году. Но мечеть сносить не стали, освятили ее в честь Вознесения Марии.

Большая мечеть Кордовы

Вот, наконец, мы вступаем внутрь, и оказываемся в полумраке «заповедного леса», состоящего из колонн:

Большая мечеть Кордовы

Двигаясь по направлению к свету, мы попадаем в собор. Он был построен в XVI веке архитектором Эрнаном Руисом Старшим.

Кафедральный собор Кордовы

Кафедральный собор Кордовы

Готические и ренессансные элементы образуют вполне органичный сплав:

Кафедральный собор Кордовы

Взгляд невольно все время устремляется вверх, к горнему миру. Собор оказался не только гармоничным, но и роскошным. Его строители явно хотели превзойти тех, кто сооружал мечеть:

Кафедральный собор Кордовы

Но, выйдя из собора, вновь оказываешься в мечети, где над полосатыми арками то взмывают построенные строителями-христианами своды капелл или изукрашенные стены, то на них просто опирается деревянный стропильный потолок.

Большая мечеть Кордовы

И уже в нескольких шагах от стен собора мы опять оказались в лесу колонн молитвенного зала мечети. С потолка спускаются светильники, для их отливки был использован металл колоколов собора в Сантьяго де Компостелла, которые доставили в Кордову по приказу ал-Мансура:

Большая мечеть Кордовы

Более 850 колонн из гранита, мрамора и яшмы образуют 17 нефов. Часть колонн происходит из римских и вестготских построек. На колонны опираются два ряда арок. Такой прием применялся при строительстве римских акведуков. В нижнем ярусе расположены подковообразные арки, в верхнем – полукруглые. Высота потолков – около 13 метров. «Тигриная» раскраска арок акцентирует верхнюю зону, и наш взгляд в этом значительно более низком, чем неф собора, пространстве тоже постоянно устремляется к небу:

Большая мечеть Кордовы

А у михраба, где когда-то находился Коран, все замирают в предвкушении чуда. Подковообразная арка украшена сложнейшими орнаментальными мотивами. Над мозаиками здесь трудились византийские мастера:

Большая мечеть Кордовы

Изумительный по красоте купол середины Х века венчает пространство перед михрабом. Декоративные нервюры образуют восьмиконечную звезду. Такая форма купола впоследствии стала использоваться в католических постройках Испании и ее колоний:

Большая мечеть Кордовы

Когда-то цельное пространство колоссального молитвенного зала мечети уже в XIII веке стали заполнять многочисленные капеллы. Но, тем не менее, мечеть, вобравшая в себя христианские постройки, дошла до нас. По преданию, Карл V, посетив Ла Мескиту, произнес: «Вы построили то, что можно найти повсюду в другом месте, и разрушили то, что было единственным в мире». Не уверена, что император был прав. Дело в том, что остальные мечети Андалусии были разрушены, а кордовская, которую пытались на протяжении нескольких веков превратить в христианский храм, продолжает существовать. Перестраивая, ее спасли.

Большая мечеть Кордовы

А творческое состязание строители собора и капелл проиграли. В памяти в первую очередь остается бесконечное пространство молитвенного зала Ла Мескиты. Кстати, еще в XIII веке были заложены арки, которые когда-то открывались в апельсиновый сад. Тогда ощущение безграничности райски прекрасного мира было еще сильнее…

Большая мечеть Кордовы

  • 1
Какое прекрасное зрелище.
Начиная с пленительного земного повествования внешних стен и заканчивая невероятной абстракцией купола михраба.

Боже мой, а мы сегодня выслушивали какую-то речь нашего нынешнего патриарха.
Миры миров.

Да, это фантастическое место. На самом дела, я с благодарностью думаю о строителях собора 16 в. Это был единственный шанс спасти мечеть...

Колдовство сплошное :)
Такая красота.

Ощущение таинственного и чудесного там тебя не покидает...

Какая невероятная красота!

Содружество двух миров, это поражает до глубины души!

В Кордове и в Гранаде можно поверить в то, что истинная красота покоряет врагов. Ведь испанцы не разрушили Ла Мескиту и Альгамбру, а старались превзойти их в своих творениях.


Статья написана качественно, пишите ещё.

Первый снимок сносит крышу! Эшер сразу вспомнился)

Там все сносит крышу! А если представить себе, что это не замкнутое, а открытое в апельсиновый сад пространство, где деревья продолжают линии колонн и арок...

"Вживую" - оттуда уходить не хочется. Никогда. Бродишь там... не верится, что может быть такое слияние, - но оно перед тобой.
А Ваши фотографии ОЧЕНЬ хороши, достойны оригинала.
Хочется рассматривать.

Я просто зарделась от смущения)))

Купол михраба - это что-то невероятное.., КОСМИЧЕСКОЕ..!

"...открытое в апельсиновый сад пространство, где деревья продолжают линии колонн и арок..." - могу только себе представить эту красоту..!

Много лет назад весной в Риме я оказалась в апельсиновом саду. Верхние ветви деревьев покрывали белые цветы, а на нижних золотились плоды. Стоял чудный аромат...

интересные снимки)

Какая красота! И такие совершенно гипнотические орнаменты.
Ну вот всегда бы так...соревновались, а не разрушали:)

Рада, что Вам понравилось!

прекрасны и фотографии. и репортаж!
спасибо!!

Спасибо! Чудные фотографии и описание! Орнаменты у михраба выполнили византийские мастера, значит в те времена это было позволительно иноверцам? Или я что-то недопоняла?

Знаменитые мозаики мечети Омейядов в Дамаске тоже делали византийские мастера. Думаю, что если иноверцы работают по тем иконографическим правилам, которые им диктуют, то ничего страшного в этом нет. Кстати, Успенский собор Московского кремля строил католик Аристотель Фиораванти)))

о боги, как чудесно!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account