Previous Entry Share Next Entry
Греческие вазы: Афродита и другие
НЮ
cicerone2007
Должна признаться, что интерес к группе сосудов, которую я хочу представить, пробудился у меня совсем недавно. Рядом с вазами геометрики, архаики и ранней классики они всегда казались мне свидетельством упадка греческой керамики. Но вот в коллекции Музея изящных искусств в Бостоне я увидела лекиф с Афродитой в раковине. Это розово-кремовое миниатюрное глиняное чудо, «рококо» IV века до н.э., рядом с роскошными вазами чернофигурного и краснофигурного стиля совсем не казалось «кичем». Более того, оно выдерживало даже конкуренцию с самым прекрасным, что есть для меня в греческой керамике – белофонными лекифами. Деликатно и нежно трактовано тело богини, раковина словно раздвигается на наших глазах, легко и естественно порхают Эроты. И это не самостоятельная скульптурная группа, а часть сосуда, высотой всего 19 см.!

Афродита в раковине



В Эрмитаже есть витрина с находками из некрополя в Фанагории, которые вполне могут соперничать с бостонским сосудом. Вот вскинула голову менада:

Менада

А это еще более совершенный пластический образ – Дионис. Прекрасное тело, свободный разворот в пространстве, спадающий плащ, за которым скрыто тулово сосуда:

Дионис

Удивительно хороша крылатая богиня с кроталами (подобие кастаньет), постановка тела которой напоминает о серпантине.

Богиня с кроталами

Цвет на этих трех статуэтках сохранился лишь отдельными фрагментами. Конечно, изначально он был гораздо интенсивнее.

Богиня с кроталами

В соседней витрине ваза с танцующим варваром, найденная в Павловском кургане на Керченском полуострове, сохранила раскраску значительно лучше:

Танцующий варвар

Самая знаменитая фигурная ваза Эрмитажа, лекиф в виде сфинкса, найденный в женском захоронении около Тамани, датируется концом V в. до н.э.. Лекифы использовали для хранения ароматических масел. Эти сосуды чаще всего были связаны с погребальными обрядами.

Сфинкс

Полихромная раскраска сохранилась очень хорошо. Глядя на этот сосуд можно представить себе, как на самом выглядела скульптура эпохи классики:

Сфинкс

Эрмитажные вазы, к сожалению, невозможно разглядеть со всех сторон – старые витрины для этого не приспособлены. Придется показать еще один сосуд из зарубежного музея. Это опять Афродита в окружении Эротов из берлинского собрания:

Афродита

Любопытно, как любили украшать розеттами эти композиции.

Афродита

А вот как выглядит тулово сосуда с ручкой, украшенное любимыми орнаментальными мотивами краснофигурной вазописи.

Афродита

Но, разглядев красоту этих сосудов, забыв о таких характеристиках, как «упадок», мы никуда не уйдем от слова «конец». Как и рококо, это хрупкое искусство подводит к черте, за которой должно возникнуть что-то совсем другое…

О фигурных сосудах:
http://cicerone2007.livejournal.com/24132.html
http://cicerone2007.livejournal.com/24657.html
http://cicerone2007.livejournal.com/45175.html
http://cicerone2007.livejournal.com/49832.html#cutid1

  • 1

"искусство подводит к черте, за которой..."

Это было чудесно!

Re: "искусство подводит к черте, за которой..."

:))

Читать Вас - большое удовольствие.

"Когда бы все так чувствовали силу
Гармонии! Но нет: тогда б не мог
И мир существовать; никто б не стал
Заботиться о нуждах низкой жизни;
Все предались бы вольному искусству."
А.П.(М. и С.)

Ну, да - историки искусства все немного Сальери) Прошлое изучать, это не с современными художниками возиться)))

Они прекрасны) Спасибо

Какие красота, изящество и хрупкость в этих предметах! Неужели ими пользовались? Может, они просто украшали интерьер? Сосуд с сфинксом из Эрмитажа - просто волшебной красоты. Спасибо Вам большое!

Эти все найдены в погребениях. Впрочем, бОльшая часть древнегреческой керамики оттуда. Но на земле такие хрупкие вещи сохраниться просто не могли. Мне до конца не понятно их назначение.

Для меня такие сосуды открытие! Впечатляет.

Сколько изящества в каждой вещи! И все они такие гармоничные!

Рада, что наши оценки совпали)

спасибо за такой интересный пост!)некоторые "однофигурные" сосуды действительно прекрасны, но вот "многофигурные" просто разрушают все принципы искусства греческой керамики. возможно, если эти композиции рассматривать отдельно (как мелкую пластику), то горькое чувство упадка будет менее острым)))

Да, тектоника принесена в жертву)

"Время разрушило праздничность, которую умело сочетать с серьезностию греческое искусство." Кон-Винер

Чудом сохранился Сфинкс в цвете. Спасибо)

Не могли бы Вы порекомендовать что-нибудь из литературы по истории стилей в искусстве? Не просто по истории искусства, а именно по стилю...

Из современной литературы ничего порекомендовать не могу. Теория стилей сейчас используется просто как инструмент для классификации. Из еще живущих этой темой специально занимался Е.И.Ротенберг. Можно посмотреть посмертный сборник Р.Б.Климова. Но этим работам уже несколько десятилетий. В новой истории искусства материал организуется чаще по эпохам. Особняком стоит лишь книга С.Даниэля "Рококо".

Спасибо. А к Кон-Винеру Вы как относитесь?

Читала его в студенческие годы...
Из той когорты самый яркий Вельфлин)

Спасибо за статью, утянула несколько фото к себе на Лив-И нтернет, со ссылками на вас и указанием авторства, естественно.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account