Previous Entry Share Next Entry
Аньоло Бронзино. Выставка в палаццо Строцци
НЮ
cicerone2007
На выставку в палаццо Строцци мы пришли под вечер, вдоволь нагулявшись по Флоренции. Уже во втором зале усталость от насыщенного впечатлениями дня улетучилась. Открылось «второе дыхание» — настолько яркими и сильными были впечатления от живописи.
Вернулась домой, открыла П.П.Муратова и заново перечитала его эссе о Бронзино. Из портретов мастера он особенно выделяет портрет Лукреции Панчиатики: «Портрет жены Бартоломео Панчиатики, Лукреции, надо признать лучшим из всех, какие написал Бронзино. Это, кроме того, один из самых совершеных портретов, существующих на свете. Лукреция красива, у нее золотистые волосы и темные глаза. У нее высокий лоб и очень тонко очерченная линия щек:

Портрет
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Angelo_Bronzino_047.jpg



<…>Главное в портрете Лукреции — лицо, шея, руки. Волосы очень осторожно тронуты золотом; Бронзино не настаивал на этом мотиве так, как венецианцы. Мастерство живописи, бесподобное тонкое мастерство, достойно лучших вещей Корреджо. Сдержанность портрета может даже показаться скупостью — только основные формы, только главные, неразнообразные краски. Там, где Тициан или Веронезе написали бы живописную драпировку, Бронзино поместил гладкую холодноватую стену. И как будто от этого живописная сила ушла вглубь портрета. Ею насыщены тон кожи и тон платья. Лоб, глаза и особенно переход от света к тени, обрисовывающий щеки, написаны с поразительно тонкой, трепетной чувствительностью». / П.П.Муратов. «Образы Италии», т.1, М.,1994, с. 196, 203./

Бронзино. Портрет Лукреции Панчиатики
http://www.wga.hu/art/b/bronzino/2/panciat2.jpg

Рядом с портретом Лукреции висит портрет ее мужа Бартоломео Панчиатики. Портреты супругов хранятся в Уффици, и Муратов акцентирует, что они возникли «почти в те же годы, когда многочисленные артели каменщиков возводили по указаниям Вазари эти стены, эти аркады и эти укрытые ходы. На портрете Бартоломео Панчиатики изображены в качестве фона здания, сильно напоминающие своей архитектурой архитектуру Вазари. Арка, за которой видна улица, похожа на ту арку, которой оканчивается под правым портиком Уффици узкая улица, ведущая на Понте Веккьо. И даже зеленоватый тон зданий на этом портрете Бронзино напоминает чем-то стены Уффици». / П.П.Муратов. «Образы Италии», т.1, М.,1994, с. 196./

Бронзино. Портрет Бартоломео Панчиатики
http://www.wga.hu/art/b/bronzino/2/panciat1.jpg

Бартоломео Панчиатики предстает как интеллектуал XVI века. На выставке он не одинок, поскольку сам художник прославился среди современников не только как живописец, но и как поэт. По словам Вазари, «он всегда увлекался и до сих пор еще сильно увлекается поэзией. Недаром он сочинил немало капитулов и сонетов, часть которых напечатана. Но главное (поскольку речь идет о поэзии) – это его удивительное владение стилем Берни в сочинении капитулов, настолько, что в наше время нет человека, который в этом роде стиха писал бы вещи более смелые и свободные, чем он, как это и обнаружится в тот день, когда будет напечатано полное собрание его сочинений, на что многие рассчитывают и надеются». http://lib.rus.ec/b/229265/read
Кстати, выставка так и называется: «Бронзино: художник и поэт».
Вот один из самых запоминающихся портретов художника – поэтесса Лаура Баттиферри:

Бронзино. Портрет Лауры Баттиферри
http://www.wga.hu/art/b/bronzino/2/l_battif.jpg

Он изобразил ее в профиль, чтобы вызвать у зрителя ассоциации с образом Данте.
«Бронзино был и остается нежнейшим и очень верным другом, человеком приятным в обращении и очень честным во всех своих делах. Он всегда распоряжался своими вещами с такой щедростью и с таким бескорыстием, какие только доступны благородному художнику, как он. Он всегда невозмутим, никого никогда не обижал и всегда с любовью относился к собратьям по искусству». http://lib.rus.ec/b/229265/read
Характеристика Бронзино-человека, которую дает Вазари, очень естественно соотносится с образами некоторых портретов. Например, с Лодовико Каппони:

Бронзино. Портрет Лодовико Каппони
http://collections.frick.org/VieO782$15839*1299404

На выставке я встретила портрет молодого человека, который мне когда-то очень понравился в Милане:

Бронзино. Портрет молодого человека

А в портрете горделивого юноши из Метрополитена, чрезвычайно интригуют скульптурные детали:

Бронзино. Портрет молодого человека
http://www.metmuseum.org/works_of_art/collection_database/all/portrait_of_a_young_man_bronzino_agnolo_di_cosimo_di_mariano/objectview.aspx?page=1&sort=4&sortdir=asc&keyword=%22Bronzino%22&fp=1&dd1=0&dd2=0&vw=1&collID=0&OID=110000235&vT=1&hi=0&ov=0

Вот образы солидных мужей. Стефано Колонна в латах:

Бронзино. Портрет Стефано Колонна
http://www.wga.hu/art/b/bronzino/2/colonna.jpg

И Андреа Дориа в облике Нептуна:

Бронзино. Портрет Андреа Дориа как Нептуна
http://www.wga.hu/art/b/bronzino/2/doria.jpg

Один из залов выставки отведен портретам членов семьи герцога Козимо I Медичи. В основном – это детские портреты. Завораживающие и пугающие одновременно. Трудно оторвать взгляд от внебрачной дочери герцога Бии:

Бронзино. Портрет Биа Медичи
http://www.wga.hu/art/b/bronzino/1/bia.jpg

Вот как Муратов характеризует эту группу портретов: «Гладкой и местами сухой живописи портретов Бронзино свойственна чрезвычайная острота. Рядом с ними кое в чем проигрывает даже более очевидное живописное мастерство Веласкеса. Любопытно, что художник не остановился на той мере холода и сухости, которая выражена в портретах Панчиатики. В этой же комнате Уффици находится несколько его портретов, написанных иной манерой,— герцогиня Элеонора с сыном, инфанты, неизвестная с молитвенником. Здесь живопись Бронзино становится совершенно фарфоровой, краски сияют холодным блеском эмали. Лица стали также фарфоровыми и неживыми, под кожей не чувствуется биения крови. Но как пленительна все-таки красота этих портретов!

Бронзино. Портрет Элеоноры Толедской с сыном Джованни
http://www.wga.hu/art/b/bronzino/1/eleonora.jpg

Узоры на платье Элеоноры предвосхищают великолепие севрского фарфора.

Бронзино. Портрет Элеоноры Толедской. Деталь
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Angelo_Bronzino_039.jpg

Лиловато-голубой кафтанчик ее маленького сына удивительно сияет на сине-голубом эмалевом фоне. И, однако, в этой парадности нет истинного спокойствия — в лице мальчика, особенно в расстановке глаз, вдруг выступает нервный трепет Бронзино.
Итак, затаенное кипение, тревога, дрожащая в углах глаз, и наружное спокойствие, неподвижные, почти неживые положения, роскошь эмалевой живописи, блистательно-неприступные наряды — как нужно было все это для придворного художника первых флорентийских герцогов! Самого Козимо Бронзино писал много раз: молодым в стальных латах — таким, каким он явился занять опустелый трон после убийства Алессандро, и позднее, постаревшим, в меховом кафтане, с темной бородой и с нестерпимо тяжелым взглядом. Он писал много раз инфанта Дон Гарсия, прослывшего убийцей своего брата и, по преданию, убитого рукой отца.

Бронзино. Портрет Гарсиа Медичи
http://www.museodelprado.es/en/the-collection/online-gallery/on-line-gallery/obra/garcia-of-medici/


Он писал также Элеонору, умершую от отчаяния после смерти своих сыновей, и Пьетро де Медичи, прославленного изысканным развратом, и Франческо, будущего герцога и возлюбленного Бьянки Капелло, и, может быть, писал накануне своей смерти Бьянку Капеллу. История Медичи от той ночи, когда Лорензаччо заколол в своей комнате герцога Алессандро, до того вечера, когда герцог Франческо и его жена Бьянка умерли от яда в Поджо а Кайяно, вся рассказана в портретах Бронзино». / П.П.Муратов. «Образы Италии», т.1, М.,1994, с. 203./
Джованни Медичи Муратов не упоминает. Но и на этом детском образе лежит печать могильного холода:

Портрет Джованни Медичи
http://www.ashmolean.org/php/makepage.php?db=wapaintings&view=llisti&all=&arti=Bronzino,+Agnolo&titl=&mat=&prov=&sour=&acno=&park=&strt=1&what=Search&cpos=1&s1=artist&s2=mainid&s3=&dno=25#image0


«В истории портрета Бронзино занимает важное место. С него начинается вторая эра портретной живописи, эра придворного портрета. <…> Бронзино был придворным портретистом даже в более строгом смысле слова, чем Веласкес. Веласкес иногда смешивался с толпой; живопись увлекала его иной раз на улицу. Бронзино как будто бы никогда не выходил из этих прохладных стен, в которых был замкнут вместе с государственными делами Уффици и глухими тайнами семейных трагедий.
Если взглянуть на портреты Бронзино после бесчисленных портретных групп на фресках Беноццо Гоццоли и Гирландайо, то сделается почти страшно. Куда все это исчезло, где та знакомая и милая Флоренция? Где тот воздух, та близость неба, полей, деревни? Прежнее ушло безвозвратно, настали новые времена, Флоренция сделалась маленькой ревниво-подозрительной столицей. В ее старых стенах, никогда прежде не отделявших ее, в сущности, от деревни, в первый раз началась чисто городская жизнь. В ней родились новые характеры, люди чинквеченто». / П.П.Муратов. «Образы Италии», т.1, М.,1994, с. 203-204./

Бронзино. Портрет девушки
http://www.wga.hu/art/b/bronzino/2/young_g.jpg

К счастью, на выставке можно было видеть не только представителей семейства Медичи. В женском портрете из Турина, где красный цвет сочетается с золотистым, а фон оживляет легкая полосатая ткань, лицо кажется лукавым и живым:

Бронзино. Женский портрет
http://www.wga.hu/art/b/bronzino/2/portlady.jpg

Я показала только портреты Аньоло Бронзино. Старалась найти качественные изображения. На сайте Прадо (портрет Гарсиа Медичи) и Коллекции Фрик (портрет Лодовико Каппони) можно увидеть изображения в хорошем разрешении. Именно по ним можно судить о совершенстве техники. Как говорил Вазари: «Все они были в высшей степени натуральны, написаны с невероятной тщательностью и настолько законченные, что большего и пожелать нельзя». Кое-что можно рассмотреть и на сайте выставки. Кроме того, этот сайт знакомит и с другими темами искусства Бронзино: http://www.palazzostrozzi.org/SezioneBronzino.jsp?idSezione=621

Огромное спасибо! Воздух прямо наэлектризовался от такой живописи.

"Наэлектризованность" - точное определение живописи Бронзино. Спасибо Вам!

Спасибо!! ваш подбор портретов и рассказ увлек и действительно привел на сайт выставки

интересно, спасибо. Лукреция очень хороша

А мой любимец - юноша из Милана)

какое поразительное внимание к рукам. Не менее (а может, и более) выразительные и говорящие, чем лица...

Руки - это профессионализм! Знаете, как насмехались академики над портретами передвижников: "Ручки в брючки, ножки в травку!"

Спасибо огромное. Очень люблю Бронзино. Он у меня любимейший "итальянец". А портрет Лауры Баттиферри люблю больше всего, как и Элеонору с сыном.
Я подлинники никогда не видела и не думаю, что в моей жизни может случится такое счастье. Однако так хочется убедиться, что Муратов неправ в своих ощущениях... Для меня лично нет фарфорового, неживого Бронзино...

А вот для вас стихотворение Лауры Баттиферри

A pie dell’onorate antiche mura
пер.Софи Пономаревой

У стен обрушенных, античных и замшелых,
Хранимых временем небрежным столь жестоко;
Там, где гора вершину тянет к солнцепёку,
Листвою от лучей обилья хорошея,

Узрела я родник, прозрачный совершенно,
Окрестные луга питающий потоком,
Тогда в груди моей возникло ненароком
Раздумье сладкое, смятение блаженно.

– О, милый Фьe'золе, хвалимый Цицероном!
Вокруг так дол тенист, столь струи безмятежны,
Что грустно покидать пристанище зелёно!

Так в полдень говорю, жарою опалённа,
Ловя ртом жаждущим с улыбкою поспешно,
Журчащий бег воды, источником рождённый.


Спасибо за сонет! Но, Муратов в этом случае прав(

Grazie mille!!!
Огромное спасибо!!

Рада, что понравилось)

Прекраснейший пост! Как всегда, после Ваших постов, меня просто переполняют чувства. Это та радостная, светлая эмоция, которая помогает продержаться в этом жестком, лишенном настоящего творчества мире (это я про свою работу). Вы не представляете, как я Вам благодарна за это!
Что до живописи - то она просто фантастическая. Особенно, если заглянуть в глаза этим людям или посмотреть на их руки. Руки меня поразили даже больше, чем лица. Покой и статичность фигур и поз не соответствует нервозности рук. Они словно подрагивают, нервно теребя складки, выдавая портретируемого с головой. Очень драматично...

Спасибо! Про руки Вы пишете очень точно и образно. А я в этот раз, глядя на портреты, восторгалась одеждой. Очень понравилось платье Лукреции: сочетание приглушенного красного и фиолетового, их связь через пояс. Забавные детали мужских костюмов. Про Элеонору и не говорю. Но итальянцы не англичане, в Лондонской национальной галерея к такой выставке непременно бы запустили линейку сувенирной продукции: шарфы , сумочки и т.п.

Спасибо! Совершенно дивно. Особенно Бия.

Да, Бия прекрасна.

Спасибо, очень познавательно и интересно! :)

Спасибо, очень интересная выставка!
Герцогиня Элеонора с сыном - по цвету замечательная, синие и лиловые так здорово оттеняют сложный теплый орнамент платья, загляденье!

Фотографии лишь частично передают красоту этих вещей. К выставке устроители готовились тщательно. Была проведена реставрация многих картин. Они просто сияли интенсивными цветами. К сожалению, на сайте выставки чаще используется старая съемка.

Портреты прекрасны.
Спасибо!

Бронзино можно смотреть бесконечно. Но выдержками из Муратова Вы столь усугубили эффект, что и посредством интернета становится возможен культурный шок.

Рада, что эффект достигнут)))

спасибо за замечательный пост.
А горделивый юноша из Метрополитена, моя детская любовь...

Хорош, но косоглаз... Кстати, а в скульптурных мордах Вы не пытались разбираться? Здесь какой-то символикой попахивает.

?

Log in

No account? Create an account