Previous Entry Share Next Entry
«Камеристка»: жизнь после смерти
НЮ
cicerone2007
Когда бываю в Эрмитаже, не могу не зайти в зал Рубенса и не подойти к этому портрету. Я навсегда ранена этими прозрачными серыми глазами, губами, слегка тронутыми краской, и непослушными прядками волос. Она удивительно живая! И в то же время, словно ускользающая от нас. Вот ее лицо сквозь музейное стекло:

Камеристка



В.Н.Лазарев в этюде о Рубенсе писал, что наряду с «официальными» портретами мастер «писал также «интимные» портреты, преимущественно портреты своей первой и второй жены. По свежести восприятия, особой ароматности красок и виртуозной технике исполнения эти вещи принадлежат к наиболее совершенным творениям Рубенса. Лишь в эрмитажном портрете камеристки сумел художник подняться на столь же большую высоту. Обладающая теплотой жемчуга и прозрачностью хрусталя карнация написана с таким гениальным мастерством, что даже у Рубенса этот замечательный портрет стоит несколько особняком». /В.Н.Лазарев. Старые европейские мастера. М., 1974, с.51/
Эта статья о Рубенсе была написана еще в 1930-е годы, а через несколько десятилетий исследователи увидели в эрмитажном изображении портрет Клары Серены, дочери Рубенса. Дело в том, что в собрании венской Альбертины сохранился подготовительный рисунок к портрету, который и дал название эрмитажному портрету. На рисунке есть надпись, сделанная неизвестной рукой (это не почерк Рубенса): "Камеристка инфанты в Брюсселе".

Камеристка
http://www.wga.hu/art/r/rubens/7graphic/19drawin.jpg

Исследователи обратили внимание на сходство этого рисунка с изображениями Клары Серены в собраниях Нью-Йорка и Льежа. Вот еще один портрет дочери Рубенса из собрания в Лихтенштейне. Здесь она еще совсем маленькая.

Портрет Клары Серены
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Peter_Paul_Rubens_030.jpg

Клара Серена умерла в возрасте двенадцати лет. На рисунке из Альбертины перед нами девочка-подросток. Возможно, портрет был сделан незадолго до смерти. Но на эрмитажном холсте перед нами она и не она. Живописная Клара значительно старше. И это – главное чудо портрета. Посмертный портрет – жанр очень распространенный. В Древнем Египте портрет это – оболочка для души умершего. В Древнем Риме портрет изначально связан с культом предков. Желание сохранить конкретный облик умершего вновь появилось в эпоху Возрождения вместе с реалистическим портретом и живет до наших дней. Только есть одно «но». «Мертвые остаются молодыми». Точнее: чаще остаются молодыми. Во всяком случае, я просто не знаю других примеров, когда бы умерших старили. А в портрете Рубенса именно так. Впрочем, объяснение лежит на поверхности: через какое-то время после смерти любимой дочери, художник не просто вспомнил о ней, но постарался представить ее такой, какой она могла бы быть. Он подарил ей еще кусочек жизни:

Камеристка
http://www.wga.hu/art/r/rubens/41portra/18chmaid.jpg

Разумеется, все эти предположения достаточно зыбки. В каталоге Эрмитажа или в его цифровой галерее на сайте об этом говорится очень осторожно. Но «Сад любви» в Прадо, где рядом с еще живой Еленой Фоурман, изображена умершая Изабелла Брант, – еще одно свидетельство в пользу версии об оживлении дочери:
http://cicerone2007.livejournal.com/22311.html#cutid1

  • 1
даже если это и не правильная догадка, история потрясающая и очень печальная..

Почему же только печальная? Он обессмертил дочь!

да, просто очень грустно, что он пережил свою дочь...
А память воссоздал прекрасно - без сомнения!

шикарная живопись! Рубенс—великий

А еще в Эрмитаже когда-то была такая Елена Фоурман:

Елена Фоурман.
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Peter_Paul_RubensHelenaFourmentGulbenkian.jpg

Эх. И Веласкеса этюд был, и Венера Тициана :—(

Загадочная история, правда. А портрет замечателен, это, действительно, шедевр!

Это была первая репродукция, вырезанная бабушкой из "Семьи и Школы". С нее она начала меня "образовывать". Спасибо за пост.

У Вашей бабушки был отменный вкус) Большая часть наших соотечественников с детских лет мишек в лесу любит))

Интересная история, спасибо Вам!
А портрет и правда живой!

Рада, что Вам понравилось!

Спасибо за рассказ, история очень красивая

Какая загадочная история. Спасибо!

Думаю, что без загадочности шедевров не существует.

Очень люблю этот портрет, у Рубенса он у меня самый любимый.
Версия очень интересна, хочется в нее верить.

Рада, что вкусы у нас с Вами совпали.

А я не только обожаю Рубенсовские портреты! я очень люблю самого Рубенса - это герой моего романа! Мне кажется эта версия не очень убедительна, для меня это портрет живой женщины. Но ведь все художники привносили в женские портреты какие-то любимые черты.

Так он же и хотел сделать образ максимально живым! А Вы думаете, что сама идея воскресить любимую дочь средствами искусства не могла посетить Рубенса?

Мне кажется это портрет существующей женщины, а не вариант дочери. Года 3 тому назад я была больна Рубенсом, читала все доступное, смотрела, даже гороскоп его строила. Но это мое личное ощущение художника, эмоциональное, я его тогда прямо ощущала рядом.
Сентиментальность и чувственность уживалась в нем с трезвостью ума и прагматичностью. Он не был мистиком, жил настоящим.

Я совсем не про мистицизм. Я про состязание с Богом.

Очень интересно. Всем спасибо. Только вот мне больше нравятся портреты, где есть сходство со мной, с моим характером, с моими чувствами, с моими идеалами. А вам? Никогда не приходилось, в некоторых видеть себя.

Нет. От себя мне часто хочется отдохнуть. Самое интересное - другое и другие.

А я верю в эту версию - сходство с дочерью потрясающее, а во "взрослом" портрете она неправдоподобно, как-то нездешне красива, из чего вполне можно сделать вывод, что Рубенс писал идеальный (в древнегреческом смысле) портрет.
Написать портрет рано ушедшей дочери, как если бы она была рядом, вполне логичное и естественное желание для любящего отца, который очень скучает по ней.
Спасибо Вам за рассказ.

С детства удивляюсь этому портрету: "инфанта" же предполагает смуглую Испанию, а тут - бледнолицая, рыжеватая девица, да еще лицо такое, словно сейчас цокнет языком раздраженно и поправит зловредную прядь:)

Извините, но инфанта и камеристка - не одно и то же.

А кто говорит, что одно и то же?:)
"камеристка инфанты"

В музее изящных искусств им.Пушкина

Вчера видела портрет дочери Рубенса в музее изобразительных искусств им.Пушкина. Потрясающий шедевр!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account