Previous Entry Share Next Entry
Пестум: Храмы
НЮ
cicerone2007
Пестум – это живая глава из истории древнегреческой архитектуры. Три хорошо сохранившихся храма позволяют понять, как шло становление дорического ордера. Когда храмы разных эпох можно сопоставить не по схемам, а просто увидеть их стоящими рядом друг с другом, это производит очень сильное впечатление. Два храма Геры, разделенные столетием, на фоне синеющих гор, в обрамлении каменных дубов и пиний производят не меньшее впечатление, чем ансамбль афинского акрополя:

Пестум



Храм Геры I был воздвигнут в середине VI века до н.э. Путешественники XVIII века называли его «Базиликой», так как считали его не храмовым, а общественным сооружением. Действительно, пропорции здания и его планировка сильно отличаются от классического периптера. Соотношение колонн здесь 9 : 18. Нечетное количество колонн главного фасада объясняется тем, что храм имел два входа, а его целла была разделена колоннадой на две части:

Храм Геры I

От внутренней колоннады до нас дошло несколько колонн:

Храм Геры I

Архаична не только планировка храма Геры I, но и сам дорический ордер. На фоне классической колоннады храма Геры II, колонны раннего храма кажутся вылепленными из мягкого материала, хотя и в том и в другом случае использован один и тот же известняк:

Пестум

Одинаковые элементы трактованы по-разному. В первую очередь, бросается в глаза «расплющенный» эхин. В классическом варианте – это плита в виде усеченного конуса. Здесь же правильная фигура видоизменилась под воздействием тяжести антаблемента. Такое же впечатление производит и ствол колонны: он тоже словно сжался под тяжестью. Кстати энтазис, утолщение колонны, своеобразное вздутие, находится не на 1/3 высоты ствола, а примерно на его середине. И все это хорошо видно, когда смотришь на колоннаду архаического храма на фоне колоннады классической:

Пестум

Так и напрашиваются аналогии с греческой скульптурой. Архаические колонны напоминают мне Клеобиса и Битона:

Клеобис и Битон
http://fotki.yandex.ru/users/janet1981/view/101491/?page=1

А классические колонны вызывают в памяти образы куросов ранней классики:

Куросы ранней классики

Во второй половине VI века до н.э. был построен храм Афины, которое прежнее поколение искусствоведов именовало храмом Деметры:

Пестум

У этого небольшого храма уже классическое соотношение колонн – 6 :13. Остатки мощной фронтонной плиты сообщают его облику дополнительную стройность:

Храм Афины

Колонны храма Афины словно начинают более активно сопротивляться давящей на них тяжести:

Храм Афины

И хотя эхин не обрел еще жестких очертаний, он стал менее аморфным, более упругим:

Храм Афины

Главная же слава Пестума – храм Геры II, возведенный в середине V века до н.э. В старых книгах его именуют храмом Посейдона. Это – образец чистой дорики, тяжеловесной и мужественной. Как Эрехтейон – квинтэссенция женственного ионического ордера. Поэтому так грустно расставаться в данном случае с образом Посейдона!

Храм Геры II

Храм сохранил не только внешнюю, но и части внутренней колоннады. При этом внутри колонны располагались в два яруса:

Храм Геры II

Храм Геры II

Колонны обрели мощь и упругую силу. Каждый элемент ордерной системы словно отточен. Идеальное начало становится на этом этапе важнее стихийного. Мы находимся в мире олимпийских богов, а не титанов:

Храм Геры II

Но не надо забывать, что любуемся мы сейчас не телом, а скелетом. Поэтому, по сути, так невелика в данном случае разница между Герой и Посейдоном – у скелетов различия меньше бросаются в глаза. Да, в отличие от Гёте и его современников, мы знаем, что храмы были раскрашены, что важную роль играл их скульптурный декор. Но перед нашими глазами те же руины, что и перед путешественниками XVIII века:

Храм Геры II

Храм Геры II

И мы, к счастью, еще не утратили способности любоваться руинами, видеть как вечерний свет ласкает колонны:

Храм Геры II

Об этом прекрасно писал в «Образах Италии» Павел Муратов: «Камень, из которого сложены храмы,— известняк, род римского травертина. Время придало ему густой золотистый цвет, хранящий вечное и живое тепло солнца. Такой камень кажется живым веществом, не особенно отличным от человеческого тела»:

Храм Геры II

О заповеднике и музее в Пестуме:
http://cicerone2007.livejournal.com/44169.html
http://cicerone2007.livejournal.com/34727.html

  • 1
я там была осенью 2005 года...

Эти снимки сделаны в августе 2004.

Ишь какие упругинькие. Как белые грибочки.)))

Это Вы про мальчиков?)))

нет, нет, именно про храмы. А мальчики в купе.)))

Фотографии и текст - просто великолепны! Два раза прочитала текст и несколько раз посмотрела фото. Не помню, чтобы я когда-либо с таким удовольствием читала про историю искусств. Спасибо Вам большое!

Я потихоньку начала осваивать Ваш журнал. Так что Ваша похвала вдвойне приятна))

Спасибо, я польщена)) Сейчас подруге по телефону рассказывала про Ваш пост(она не в ЖЖ, я ей только ссылки "почитать" посылаю) и вспомнила, что забыла Вам сказать, как мне понравилось у Вас сравнение колонн и скульптур!!!

Тоже хотела про грибочки. Фотографии, как обычно, очень хорошие. Спасибо Вам большое.

"про грибочки"
Если серьезно, то там удивительная гармония архитектуры и природного окружения. Храмы как часть природы.

Они и строились как часть природы.

Спасибо. Очень нравится смотреть Ваши посты.

Мой вам поклон, очень доходчиво и образно! Спасибо!

Рада, что понравилось))

Да-да, очень здорово - показ скульптур и колонн в паре!

Спасибо!
(Фото хороши!)

Какой изумительный свет и цвет. Прямо чувствуешь воздух. От храмов исходит такое сияние, что дух захватывает. Спасибо.

Это - замечательное место. Рада, если удалось передать его очарование.

Всегда поражал вид этих колоссов, где бы они не находились!

Размеры этих храмов умеренные. Вот на Сицилии были действительно колоссы.

Скажите, пожалуйста - в храме Геры II применены курватуры, как у Парфенона - утолщение угловых колонн, прогиб горизонтальных линий вверх, наклон фронтона наружу и колонн вовнутрь?

Насколько я помню, пестумский храм значительно проще Парфенона в этом плане. Всех тонкостей здесь нет. И зрительно он производит другое впечатление. Парфенон просто взмывает в небо.
Впочем, правильнее было проверить все это, использовав материалы современных исследователей.

А в более-менее современных нам постройках XIX-XX вв. курватуры использовались, не знаете?

Думаю, что об этом лучше знают архитекторы. Есть сообщество, посвященное ордерной архитектуре XIX-XX вв.: http://community.livejournal.com/neoclassic_arch/

Спасибо за интересный материал!

Перевели на иностранный язык:

Пестум - це жива глава з історії давньогрецької архітектури. Три добре збережених храму дозволяють зрозуміти, як відбувалося становлення доричного ордера. Коли храми різних епох можна зіставити не за схемами, а просто побачити їх стоять поруч один з одним, це справляє дуже сильне враження. Два храму Гери, розділені сторіччям, на тлі синіючий гір, в обрамленні кам'яних дубів і піній виробляють не менше враження, ніж ансамбль афінського акрополя.

http://gediminkl.livejournal.com/706.html

Спасибо огромное!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account