Previous Entry Share Next Entry
Пестум: Храмы
НЮ
cicerone2007
Пестум – это живая глава из истории древнегреческой архитектуры. Три хорошо сохранившихся храма позволяют понять, как шло становление дорического ордера. Когда храмы разных эпох можно сопоставить не по схемам, а просто увидеть их стоящими рядом друг с другом, это производит очень сильное впечатление. Два храма Геры, разделенные столетием, на фоне синеющих гор, в обрамлении каменных дубов и пиний производят не меньшее впечатление, чем ансамбль афинского акрополя:

Пестум



Храм Геры I был воздвигнут в середине VI века до н.э. Путешественники XVIII века называли его «Базиликой», так как считали его не храмовым, а общественным сооружением. Действительно, пропорции здания и его планировка сильно отличаются от классического периптера. Соотношение колонн здесь 9 : 18. Нечетное количество колонн главного фасада объясняется тем, что храм имел два входа, а его целла была разделена колоннадой на две части:

Храм Геры I

От внутренней колоннады до нас дошло несколько колонн:

Храм Геры I

Архаична не только планировка храма Геры I, но и сам дорический ордер. На фоне классической колоннады храма Геры II, колонны раннего храма кажутся вылепленными из мягкого материала, хотя и в том и в другом случае использован один и тот же известняк:

Пестум

Одинаковые элементы трактованы по-разному. В первую очередь, бросается в глаза «расплющенный» эхин. В классическом варианте – это плита в виде усеченного конуса. Здесь же правильная фигура видоизменилась под воздействием тяжести антаблемента. Такое же впечатление производит и ствол колонны: он тоже словно сжался под тяжестью. Кстати энтазис, утолщение колонны, своеобразное вздутие, находится не на 1/3 высоты ствола, а примерно на его середине. И все это хорошо видно, когда смотришь на колоннаду архаического храма на фоне колоннады классической:

Пестум

Так и напрашиваются аналогии с греческой скульптурой. Архаические колонны напоминают мне Клеобиса и Битона:

Клеобис и Битон
http://fotki.yandex.ru/users/janet1981/view/101491/?page=1

А классические колонны вызывают в памяти образы куросов ранней классики:

Куросы ранней классики

Во второй половине VI века до н.э. был построен храм Афины, которое прежнее поколение искусствоведов именовало храмом Деметры:

Пестум

У этого небольшого храма уже классическое соотношение колонн – 6 :13. Остатки мощной фронтонной плиты сообщают его облику дополнительную стройность:

Храм Афины

Колонны храма Афины словно начинают более активно сопротивляться давящей на них тяжести:

Храм Афины

И хотя эхин не обрел еще жестких очертаний, он стал менее аморфным, более упругим:

Храм Афины

Главная же слава Пестума – храм Геры II, возведенный в середине V века до н.э. В старых книгах его именуют храмом Посейдона. Это – образец чистой дорики, тяжеловесной и мужественной. Как Эрехтейон – квинтэссенция женственного ионического ордера. Поэтому так грустно расставаться в данном случае с образом Посейдона!

Храм Геры II

Храм сохранил не только внешнюю, но и части внутренней колоннады. При этом внутри колонны располагались в два яруса:

Храм Геры II

Храм Геры II

Колонны обрели мощь и упругую силу. Каждый элемент ордерной системы словно отточен. Идеальное начало становится на этом этапе важнее стихийного. Мы находимся в мире олимпийских богов, а не титанов:

Храм Геры II

Но не надо забывать, что любуемся мы сейчас не телом, а скелетом. Поэтому, по сути, так невелика в данном случае разница между Герой и Посейдоном – у скелетов различия меньше бросаются в глаза. Да, в отличие от Гёте и его современников, мы знаем, что храмы были раскрашены, что важную роль играл их скульптурный декор. Но перед нашими глазами те же руины, что и перед путешественниками XVIII века:

Храм Геры II

Храм Геры II

И мы, к счастью, еще не утратили способности любоваться руинами, видеть как вечерний свет ласкает колонны:

Храм Геры II

Об этом прекрасно писал в «Образах Италии» Павел Муратов: «Камень, из которого сложены храмы,— известняк, род римского травертина. Время придало ему густой золотистый цвет, хранящий вечное и живое тепло солнца. Такой камень кажется живым веществом, не особенно отличным от человеческого тела»:

Храм Геры II

О заповеднике и музее в Пестуме:
http://cicerone2007.livejournal.com/44169.html
http://cicerone2007.livejournal.com/34727.html

я там была осенью 2005 года...

Эти снимки сделаны в августе 2004.

Ишь какие упругинькие. Как белые грибочки.)))

Это Вы про мальчиков?)))

Фотографии и текст - просто великолепны! Два раза прочитала текст и несколько раз посмотрела фото. Не помню, чтобы я когда-либо с таким удовольствием читала про историю искусств. Спасибо Вам большое!

Я потихоньку начала осваивать Ваш журнал. Так что Ваша похвала вдвойне приятна))

Тоже хотела про грибочки. Фотографии, как обычно, очень хорошие. Спасибо Вам большое.

"про грибочки"
Если серьезно, то там удивительная гармония архитектуры и природного окружения. Храмы как часть природы.

Спасибо. Очень нравится смотреть Ваши посты.

Мой вам поклон, очень доходчиво и образно! Спасибо!

Рада, что понравилось))

Да-да, очень здорово - показ скульптур и колонн в паре!

Спасибо!
(Фото хороши!)

Какой изумительный свет и цвет. Прямо чувствуешь воздух. От храмов исходит такое сияние, что дух захватывает. Спасибо.

Это - замечательное место. Рада, если удалось передать его очарование.

Всегда поражал вид этих колоссов, где бы они не находились!

Размеры этих храмов умеренные. Вот на Сицилии были действительно колоссы.

Скажите, пожалуйста - в храме Геры II применены курватуры, как у Парфенона - утолщение угловых колонн, прогиб горизонтальных линий вверх, наклон фронтона наружу и колонн вовнутрь?

Насколько я помню, пестумский храм значительно проще Парфенона в этом плане. Всех тонкостей здесь нет. И зрительно он производит другое впечатление. Парфенон просто взмывает в небо.
Впочем, правильнее было проверить все это, использовав материалы современных исследователей.

Спасибо за интересный материал!

Перевели на иностранный язык:

Пестум - це жива глава з історії давньогрецької архітектури. Три добре збережених храму дозволяють зрозуміти, як відбувалося становлення доричного ордера. Коли храми різних епох можна зіставити не за схемами, а просто побачити їх стоять поруч один з одним, це справляє дуже сильне враження. Два храму Гери, розділені сторіччям, на тлі синіючий гір, в обрамленні кам'яних дубів і піній виробляють не менше враження, ніж ансамбль афінського акрополя.

http://gediminkl.livejournal.com/706.html

Спасибо огромное!

?

Log in

No account? Create an account