Previous Entry Share Next Entry
Смольный: монастырь для императрицы
НЮ
cicerone2007
Командировка в Северную столицу удалась: погода порадовала, и был вечер для прогулки. Возвращаясь в гостиницу, я сообразила, что можно выйти на Чернышевской, пройти через сад Таврического дворца и увидеть мое самое любимое здание – собор Смольного монастыря. Солнце еще светило, а на территории монастыря, где сейчас расположилось несколько факультетов «большого» университета, было уже совсем тихо. Вот и он – великолепный памятник русского барокко:

Смольный монастырь



Смольный – «лебединая» песня Растрелли. Впрочем, завершить ансамбль ему не удалось. Елизавета умерла в конце 1761 года, когда собор еще не был достроен. Екатерина, придя к власти, отправила Растрелли в отставку. Архитектор покинул Петербург, и уехал в Руенталь, к Бирону, для которого он работал в самом начале своей карьеры. Заканчивал собор уже в первой половине XIX века Стасов. Поэтому интерьер в храме не барочный. Но строгость и простота классицизма лишь подчеркивают его поразительную пространственность. Удивительно, Стасову просто «на роду было написано» заниматься постройками Растрелли. Ведь после пожара в Зимнем дворце, именно он восстанавливал или перестраивал там интерьеры.
Грандиозный замысел Растрелли сохранила деревянная модель Смольного монастыря: http://community.livejournal.com/arch_heritage/193155.html
В результате не только не была построена колокольня, но и изменился облик собора. На модели звонницы находятся на расстоянии от купола, а в законченном здании они прильнули к нему. Мне завершенный вариант нравится больше: в едином порыве все устремилось к небесам:

Смольный монастырь

«Здешний Новодевичий» Елизавета готовила для себя. В последние годы она становилась все более набожной. Строго соблюдала посты, требовала того же и от приближенных. «Но ни эта крайняя точность в исполнении обрядов, ни поклонение святым и иконам, ни страсть к построению церквей, соборов и монастырей, что все составляет отличительные черты греческой набожности, — нисколько не препятствуют наслаждаться жизнью. Эти подвиги, напротив, как бы служат противодействием греху и содействуют тому, чтобы поддерживать душу в равновесии между добром и злом. Таково учение монахов и попов, и императрица Елизавета с ним сообразуется», – писал Лафермиер, будущий секретарь великого князя Павла Петровича. /Русская старина: Путеводитель по XVIII веку. М. – СПб., 1996, с.170-171/
Облик монастыря раскрывает эти настроения Елизаветы в полной мере. И сам Вознесенский собор, и четыре маленькие церкви и помещения для келий – светлые, радостные, светские:

Смольный монастырь

Настоящей монастырской жизни здесь не случилось. При Екатерине Смольный отдали под институт благородных девиц. И прекрасные «смолянки», запечатленные Левицким, гораздо естественней смотрелись в интерьерах монастыря, чем монахини: http://ru.wikipedia.org/wiki/Смолянки_Левицкого

Смольный монастырь


Когда я восхищенно рассматривала собор и маленькие храмы, ко мне подошел современный обитатель монастыря, по виду – преподаватель здешнего факультета политологии, и рассказал жуткую историю о строителе храма, повесившемся на иконостасе собора. Мои сомнения в правдивости легенды успеха не имели. Политолог твердо стоял на том, что служба в соборе никогда не велась. Мягко говоря, это расходится с реальностью: http://www.cathedral.ru/istoriya_sozdaniya2
Впрочем, хотелось не спорить, а просто смотреть на эту ликующую архитектуру:

Смольный монастырь

А все архитектурные детали: пилястры, раскреповки, балюстрады и фронтончики – вызывали в памяти воспоминания о последних годах правления веселой царицы.
«Девятнадцатилетнее царствование этой государыни дало всей Европе возможность ознакомиться с ее характером. В ней привыкли видеть государыню, исполненную доброты и гуманности, великодушную, либеральную и щедрую, но легкомысленную, беспечную, питающую отвращение к делам, любящую сверх всего удовольствия и развлечения, верную скорей своим вкусам и привычкам, чем страстям и дружбе, до крайности доверчивую и всегда находящуюся под чьим-нибудь влиянием.
Все это и теперь еще верно до некоторой степени, но года и расстроенное здоровье, произведя постепенные изменения в ее организме, отразились также и на ее нравственном состоянии.
Так, например, любовь к удовольствиям и шумным празднествам уступила в ней место расположению к тишине и даже уединению, но не к труду. К этому последнему императрица Елизавета Петровна чувствует большее нежели когда-либо отвращение. Для нее ненавистно всякое напоминание о делах, и приближенным нередко случается выжидать по полугоду удобной минуты, чтобы склонить ее подписать указ или письмо». /Русская старина: Путеводитель по XVIII веку. М. – СПб., 1996, с.169/

Смольный монастырь

Со стен на нас смотрят многочисленные ангелочки:

Смольный монастырь

Смольный монастырь

Смольный монастырь


А вокруг собора вечером резвятся симпатичные псы самых разных пород. Их хозяева мирно беседуют. Думаю, Елизавета не была бы против таких гостей. Животных она любила. Поэтому «под занавес» ее указ 1745 года о присылке котов из Казани:
«Сего ноября 2 дня, в указе ея императорского величества из высочайшего ея императорского величества кабинета в казанскую губернскую канцелярию, писано: октября 13 дня ея императорское величество указала: сыскав в Казани здешних пород кладеных самых лучших и больших тридцать котов, удобных к ловле мышей, прислать в С.-Петербурге ко двору ея императорского величества с таким человеком, который бы мог за ними ходить и кормить, и отправить их, дав под них подводы и на них прогоны и на корм сколько надлежит немедленно. Того ради: по указу ея императорского величества и по определению генерал-лейтенанта кавалера и Казанской губернии губернатора Артемья Григорьевича Загряжского с товарищем велено об оном в Казани в народ публиковать, и публиковано, и выставлены листы. И ежели кто имеет у себя таковых кладеных котов, оных бы, для скорейшего отправления, объявили в губернскую канцелярию, конечно, от публикования в три дни, опасаясь на необъявление, кто оных имеет, а не объявит, штрафа по указам; тако ж к имеющимся в Казанском уезде вальтмейстерам и в ближние к Казани провинции и в город Уржум о публиковании и о сыску таковых же котов в самом скором времени и о присылке в губернскую канцелярию послать указы». /Русская старина: Путеводитель по XVIII веку. М. – СПб., 1996, с.133/


Ухожу и еще раз оглядываюсь на дивные купола:

Смольный монастырь

  • 1
да, удивительно красивый и воздушный. спасибо за запись, порадовали как обычно

Просто представить себе не могу как в Смольном можно работать. Я бы то и дело отвлекалась...

Красота чудная. Спасибо Елизавете и Вам за показ русской красоты.

Он и вправду светлый и воздушный - один из моих любимых.
Забавно, что северное барокко "увидела" по-настоящему только привыкнув к нему в Италии :)
Спасибо за интересный рассказ, много новых и интересных деталей.
И про котов понравилось.

Про котов интересно, кто так казанского губернатора подставил? Коты ведь требуются не только кастрированные, но еще и охотничьи, да еще и спешно)))

Я как раз об этом размышляла, пока читала :)))

Я тоже сегодня гуляла у Собора, но меня посещали более грустные мысли. Несколько лет Собор простоял в лесах, год или два как леса сняли, посмотрите, что стало с синей и белой краской, синяя выцвела, белая пожелтела. Такого не было даже в советское время, сволочи столько денег затратили на реставрацию и такой результат.
А легенда действительно существует, но я не копала, только хочется, чтоб там так и остался музей и концертный зал, без богослужений.
Очень красиво сняли, Собор божественный!

Прямо скажем, что оштукатуренные стены в данном климате не жильцы. Мне как-то эрмитажники жаловались, что ни одна краска долго не выдерживает. Что делать? Бернини с Борромини из камня строили.
Я была у Смольного довольно поздно, ловила последние лучи, недостатки реставрации в глаза не бросались. Более того, это первый раз за все мои посещения монастыря, когда все равномерно чисто и покрашено. Вот я и впала в восторженное состояние)))

Не жильцы? - Не знаю....но дома 19 века стоят себе и по-большей части нормально. А вот новенькое - всё рушится...

Я же не про кирпичи, а про штукатурку. Кирпичи, трубы и т.п. в 19 веке были значительно лучше))

Да и штукатурка тоже. Если бы крыши чинили - то стояли бы все как новенькие....

Целиком Смольный не было освящен, насколько я знаю, был только один из притворов храма освящен. А легенда о повесившемся действительно очень известная.

Остается надеяться, что рано или поздно отреставрируют и интерьеры угловых церквей. Судя по старым фото и тем расчисткам реставраторов, котрые мне пришлось увидеть, там все было очень красиво.
Если интересно, то вот мои посты с фотографиями об этом
http://kavery.livejournal.com/1097187.html?nc=7
http://kavery.livejournal.com/1092103.html?nc=52
http://kavery.livejournal.com/1467666.html?nc=10

Большое спасибо за экскурсию по недоступным интерьерам! Об освящении собора говорится на сайте музея: http://www.cathedral.ru/news/34
Может быть итоговая конференции юбилейного года все прояснит?

Один мой приятель утверждал, что его кот происходит от (дословно): "Казанских котов, которых сослали в Петербург при Елизавете". Кажется, теперь я понимаю, о чем речь, только ссылкой тут и не пахнет - скорее, речь идет о повышении по службе

Приятель указа не видел. Коты-то "кладеные", т.е. кастированные. Мы с мужем полдня хохотали, когда я ему этот дивный указ прочла. Какой сюжет для исторического сериала пропадает!

Да, в непорочное зачатие котов верится с трудом

  • 1
?

Log in

No account? Create an account