Previous Entry Share Next Entry
Вспоминая Мантую. Часть вторая: Мантенья
НЮ
cicerone2007
В Мантую мы ехали для того, чтобы увидеть росписи Мантеньи в Палаццо Дуомо – знаменитую Камеру дельи Спози. На самом деле, это совсем непросто. В день в эту комнату пускают ограниченное число посетителей. Нам повезло – мы были в замке в дождливый, совсем немноголюдный день. В зал попали. Но только для восхищенного вздоха, поскольку находиться там можно лишь 5 минут! Мы были там одни, никто нам не наступал на пятки, вездесущие рагацци были в другом конце дворца, но служители оказались неумолимы…

Поэтому остается любоваться фресками XV века в Интернете:


Камера дельи Спози
http://www.wga.hu/art/m/mantegna/3/1sposi7.jpg



Камера дельи Спози находится на втором парадном этаже Кастелло Сан Джорджо:

Палаццо Дукале

Снаружи замок мрачен и лапидарен:

Палаццо Дуомо

Палаццо Дуомо

Замечательный фресковый ансамбль Мантеньи преображает простой интерьер. Эта комната действительно была «комнатой супругов» - какое-то время спальней, а какое-то время парадным залом. Небольшое помещение (8х8 м)изменилось благодаря живописи Мантеньи:

Камера дельи Спози
http://www.wga.hu/art/m/mantegna/3/0sposi2.jpg

Мастер расчленил стены на 12 равных отрезков нарисованными столбами, которые опираются на цветной «мраморный» цоколь. На всех стенах, на уровне пят арок, изображены металлические стержни, к которым «подвешены» тяжелые кожаные завесы. Пролеты южной и восточной стены полностью прикрыты завесами. В люнетах везде виднеется небо, поэтому замкнутый интерьер приобрел вид сквозного павильона, лишь частично огражденного шторами там, где была супружеская постель:

Камера дельи Спози
http://www.wga.hu/art/m/mantegna/3/0sposi3.jpg

Теперь, предоставлю слово В.Н.Гращенкову. Думаю, что Виктор Николаевич рассматривал фрески Мантеньи значительно дольше, чем мы.

«Роспись стен Мантенья органически связал с росписью свода. Создается впечатление, что аркады созданного им «колонного зала» несут нервюрный свод, уходящий ввысь словно купол, хотя в действительности его максимальная высота от пола не превышает семи метров. Архитектурные «членения» и «рельефы» свода написаны серым тоном, а их фон имитирует золотую мозаику. В центре свода изображено круглое окно, сквозь которое видно голубое облачное небо, а свет, как бы льющийся из него, бросает тени на фигуры у балюстрады окна и на "рельефы» свода. Благодаря широкой круглой раме, украшенной зелеными гирляндами и охваченной квадратным обрамлением «нервюр», небольшое окно (его внутренний диаметр всего 64 см) заметно выделяется в декоре свода:

Камера дельи Спози
http://www.wga.hu/art/m/mantegna/3/3sposi01.jpg

Восемь ромбовидных секций свода украшены медальонами в венках с портретами римских цезарей, поддерживаемыми путти:

Камера дельи Спози
http://www.wga.hu/art/m/mantegna/3/3sposi08.jpg

В двенадцати распалубках изображены подвиги Геракла и сцены из истории Орфея и Ариона, легендарных музыкантов древности:

Камера дельи Спози
http://www.wga.hu/art/m/mantegna/3/3sposi09.jpg

<…> работа Мантеньи в Камере дельи Спози началась со свода. И то, что изображено в круглом «окне», было не просто «гениальной шуткой» (П.П. Муратов), но имело прямую смысловую связь со всей программой росписи. Начать с того, что всякое круглое окно в замке свода, как античных, так и церковных построек, — не только световой проем, но всегда некое сакральное «око», недаром так и названное — oculus. Передавая средствами живописи такое окно, Мантенья окружил его сквозной балюстрадой, составленной из тех же декоративных элементов, что и нижний цоколь стен. На балюстраду он поместил с точным учетом резких перспективных сокращений кадку с карликовым апельсиновым деревом. Грозящая обрушиться вниз, эта кадка своим краем дополнительно опирается на деревянную палку, словно подставленную в последний момент. Цветы и растения в горшках и кадках, выставленные на парапетах, нередко встречаются в картинах Раннего Возрождения. Такой прелестный бытовой мотив мог иметь и скрытый смысл. Плоды и цветы апельсинового дерева с древнейших времен традиционно связывались с браком и плодовитостью. Апельсин напоминал то золотое яблоко вечной молодости из сада Гесперид, которое Гея, богиня земли, подарила Гере супруге Зевса. Многие функции и атрибуты греческой Геры в римской мифологии перешли к Юноне. Именно на нее намекает павлин, сидящий на балюстраде по другую сторону от апельсинового дерева. Эта гордая царственная птица, означавшая бессмертие, была посвящена Юноне и символизировала супружеское согласие:


Камера дельи Спози
http://www.wga.hu/art/m/mantegna/3/3sposi02.jpg

Маленькие крылатые эроты (amorini) всегда сопутствовавшие богине любви, шаловливо играют по обе стороны балюстрады, просовывают головы в ее круглые отверстия. Один из них со стрелой, другой с венком, а третий держит в поднятой руке яблоко, атрибут Венеры, будто готовясь бросить его вниз:

Камера дельи Спози
http://www.wga.hu/art/m/mantegna/3/3sposi05.jpg

<…> Итак, круглый oculus, словно открывающий воздушный простор неба и окруженный зелеными гирляндами с обильными плодами, — зримый символ Юноны и даруемого ею счастья супружеской любви и материнства. Напротив, бюсты императоров, как и подвиги Геракла, ассоциировались с гениями хозяина дома — маркиза Мантуанского. А образы Орфея и Ариона могли намекать на его пристрастие к музыке <…> То, как Мантенья представил семью и двор маркизов Гонзага, сродни жанру панегирика у любого античного автора. И точно так же античной литературой была навеяна игривая интонация, с какой представлена аллегорическая композиция «окна», контрастирующая своей бытовой непосредственностью с торжественной серьезностью цезарей в медальонах свода.
Все сказанное позволяет понять смысловую связь аллегорических и героических образов свода со сценами, запечатленными на стенах Камеры дельи Спози. Там, в многочисленных и разнообразных портретных фигурах, была представлена обширная семья маркиза Лодовико Гонзага — он сам, его супруга, их дети, внуки, родственники, приближенные и домашние слуги. Эти сцены трактованы с такой жизненной непосредственностью и повествовательной конкретностью, что кажутся изображением каких-то реальных событий в жизни мантуанского двора:

Камера дельи Спози
http://www.wga.hu/art/m/mantegna/3/1sposi1.jpg

На северной стене, над камином, мы видим, как к сидящему в кресле Лодовико Гонзага подошел его секретарь Марсилио Андреаси и, склонившись к патрону, что-то сообщает ему. Маркиз, повернувший голову в его сторону, держит в руках развернутое письмо, которое он или уже прочитал, или только собирается читать:

Камера дельи Спози
http://www.wga.hu/art/m/mantegna/3/1sposi5.jpg

Барбара Бранденбургская, сидящая рядом, смотрит в сторону мужа, словно зная о сути того разговора, который он вел с секретарем. Остальные члены семьи Гонзага, как и придворные, остаются безучастными к тому, что на некоторое время отвлекло внимание хозяина дома <…>
Как бы ни толковать сюжетную основу двух сцен, обычно определяемых как «Двор Лодовико Гонзага» и «Встреча с кардиналом Франческо Гонзага», их общая идея абсолютно ясна. В них рассказывается о счастье, спокойствии и патриархальном согласии в семье Гонзага под мудрым управлением маркиза Лодовико и его жены Барбары Бранденбургской. В своих композициях Мантенья изобразил ничем не примечательные события. Но они представлены так, словно речь идет о событиях огромной исторической важности. И действующие в них лица сознают это. Не только правящие супруги, их взрослые дети и маленькие внуки, их родственники и приближенные, но даже слуги и карлица-шутиха, как и любимый пес маркиза под его креслом по кличке Рубино, держатся с величайшим достоинством:

Камера дельи Спози
http://www.wga.hu/art/m/mantegna/3/1sposi6.jpg

<…>Первые утренние лучи бросали свой яркий свет на трехчастную композицию, развернутую на фоне пейзажа. Вертикальные поля пролетов, членящие всю западную стену от низкого цоколя до арок свода, обусловили масштаб и ритмическое размещение фигур, отличное от горизонтально-статического построения «Двора Гонзага». Неторопливое движение постепенно развертывается слева направо, через фигуры слуг, сдерживающих могучего коня маркиза и его охотничьих псов, к главной сцене с изображением встречи:

Камера дельи Спози
http://www.wga.hu/art/m/mantegna/3/2sposi02.jpg


<…>Во «Встрече» доминируют три фигуры — маркиза Лодовико Гонзага, его наследника Федерико Гонзага и кардинала Франческо Гонзага. Фигуры маркиза и его старшего сына, смотрящих друг на друга, изображены строго в профиль, по краям сцены. Кардинал в светло-сиреневой рясе и накидке красновато-кирпичного цвета расположился между ними почти фронтально. <…> В правой руке кардинала хорошо видна какая-то записка. Отдельные буквы в ней, по мнению Р.Синьорини (1975), прочитываются как подпись художника. Известно, что кардинал был дружески расположен к Мантенье.
Важное смысловое значение имеют фигуры трех мальчиков на переднем плане, занимающих определенное место в семейной иерархии Гонзага. Первенец Федерико и старший внук Лодовико Гонзага, Джанфранческо (род. 1466), будущий маркиз Мантуанский, стоит у ног деда. Его поза и даже положение руки зеркально повторяют позу отца. <…> Стоящий перед ним юный клирик — его младший брат, протонотарий Лодовико Гонзага (род. 1458). Он держит за руку кардинала Франческо Гонзага, протянув пальцы своей левой руки маленькому племяннику Сиджисмондо (род. 1469) - второму сыну Федерико и будущему кардиналу. Этих скупых примет достаточно, чтобы различить в представителях трех поколений Гонзага тех, кто призван править государством, и тех, кто прославит семью служением церкви:

Камера дельи Спози
http://www.wga.hu/art/m/mantegna/3/2sposi04.jpg

<…>Портретные головы «встречи», вызывающие в памяти литые медали и скульптурные бюсты <…> овеяны классическими реминисценциями <…>. Тому способствует пейзажный фон, где Мантенья запечатлел на зеленых склонах холмов вид города-крепости и отдельных строений в классическом стиле. Это был Рим, который художник еще не видел воочию, но вообразил в своей фантазии, опираясь на чужие зарисовки прославленных памятников древности и смешивая достоверные мотивы архитектуры Вечного города с привычными формами североитальянского крепостного и жилого зодчества:

Камера дельи Спози
http://www.wga.hu/art/m/mantegna/3/2sposi07.jpg


Камера дельи Спози
http://www.wga.hu/art/m/mantegna/3/2sposi08.jpg

<…> Лишь исчерпав интерес к портретным фигурам «Встречи» и примечательным деталям этой «истории»:

Камера дельи Спози
http://www.wga.hu/art/m/mantegna/3/2sposi12.jpg

мы обращаем внимание на своеобразную декоративную «пирамидальность» всей росписи западной стены. Ее вершиной оказалось изображение над дверью хоровода путти, несущих золотую доску с латинской надписью, увековечивающей окончание работы в Камере дельи Спози и прославляющей супругов Гонзага и самого мастера: «Сиятельному Лодовико второму маркизу Мантуанскому, государю превосходнейшему и в вере неколебимейшему, и сиятельной Барбаре, его супруге, женщине несравненной славы, их Андреа Мантенья, падуанец, закончил это скромное произведение в их честь в 1474 году". Слева, в глубине этого центрального пролета, мы видим пирамидальное сооружение, увенчанное ступенчатой ротондой, опоясанной тремя ярусами полуколонн. Эта архитектурная фантазия на тему древнеримских мавзолеев была образным дополнением к мемориальной надписи:

Камера дельи Спози
http://www.wga.hu/art/m/mantegna/3/2sposi10.jpg

А новым напоминанием художника о себе явилось лицо, помещенное в орнаменте пилястры, которая отделяет пролет с надписью от пролета со «Встречей». Это лицо можно было бы признать за декоративную маску, но оно больше не встречается на других столбах. Р. Синьорини (1976) не без основания посчитал его скрытым автопортретом мастера»:

Камера дельи Спози
http://www.wga.hu/art/m/mantegna/3/2sposi11.jpg

/В.Н.Гращенков Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения. М.,1996, с. 178 – 185./

Замечательно.
Мы туда не попали, но смотрели Палаццо Те.

Вот-вот... Я понимаю, что фрески надо беречь, но итальянцам бы не мешало придумать какую-то более разумную форму их демонстрации. Можно и билеты сделать дороже, но давать возможность посмотреть. 15 минут на всю Капеллу дель Арена Джотто и 5 на Мантенью! Если бы мне кто-то попался после этого из "культурных" чиновников, я бы их сильно поцарапала!

Здорово очень. Большое спасибо.

Спасибо,очень познавательно , интересно, собачек разглядела. А как в Италию пришла весна?

На моих снимках май 2007 года.

Спасибо за рассказ и за прекрасные воспоминания. Я тоже когда-то у себя в ЖЖ ПИСАЛАl про Мантую и вешала картинки - частично, конечно, те же самые:-))
Не знаю по какой причине, но мне повезло куда больше, я даже не подозревала, что на Мантенью всего на 5 минут пускают. Я там по-моему больше часа торчала,в покоях этих брачных, меня никто не гнал и народу почти совсем не было. Правда, я пришла ОЧЕНЬ рано утром, все было еще закрыто (но это как раз тот случай, когда лучше перебдеть - я из Римини ехала, неближний свет, прямо скажем, и время расчитать точно было трудно). Так что попала во дворец вообще чуть ли не самая первая.
Очень порадовал меня тамошний стоящий в вестибюле аппарат, который кофе варит и в стаканчики его наливает:-) В Италии кофе куда нужнее организму, чем не в Италии:-)

С удовольствием посмотрела Ваши фотографии. Это зима? Получилось "муратовское" настроение. Наверное Вы были раньше нас. Мы провели несколько дней в Мантуе весной 2007 года, после юбилейных торжеств в честь Мантеньи. Там многое почистили. Я постараюсь показать неожиданные фасады. А заодно все жестко зарегламентировали. Рада, что Вам повезло. Меня в тот день спас лишь хороший ресторанчик, где была нетолько чудесная еда. Там на стенах вестибюля сохранились кусочки декоративных росписей Мантеньи...

С благодарностью!

Как всегда великолепный пост!!!
Жаль,что У Вас было 5минут.Несправедливо.........

Посетила Мантую в этом году. Хотелось бы,чтобы город с такой богатой историей, был бы почище.

Re: С благодарностью!

Спасибо!
А город действительно сложный.

Роскошный пост! Перепостите, пожалуйста в affrescho.
Кстати, на последних Лазаревских чтениях Тучков рассказывал, что в архиве Гращенкова есть большая стопка его путевых дневников с подробными рассказами о поездках, детальными описаниями увиденных памятников, нюансами освещения и т. д., его эмоциональными впечатлениями-переживаниями. Обещают издать.

Уже отправила! С удовольствием почитала бы дневники Виктора Николаевича. Он для нас был главной фигурой в студенческие годы. Вспоминаю о нем с любовью.

Мне пока не довелось посетить Мантую, но очень хочется. Мантенья один из моих любимых художников. В нем есть изящество Возрождения.

Фотографии красивые.

Спасибо, очень ценный материал.

Первая фотография изумительна, работа Мантеньи поражает! А что больше всего поразило в его живописи?

Поставили в тупик. Многое нравится: несколько работ из Бреры, Св.Себастьян из Вены, Св.Георгий из венецианской Академии, "Моление о чаше" из Лондонской национальной галереи...

Ой, как же интересно и красиво!
Спасибо огромное! Мантенья бесподобен!

Удивительный и очень полезный и интересный жж. Присоединяюсь к благодарностям!
5 минут действительно мало - рассмотреть хоть что-то не представляется возможным. Но возмущаться не стану потому как могу понять и принять такое положение вещей. Насколько я понимаю, подобные шедевры очень восприимчивы абсолютно ко всему (свету, влажности воздуха, нахождения около них людей и прочего),и чтобы сохранить их как можно дольше и продлить возможность их созерцания на долгие годы, так безжалостно сокращают время нахождения в Станце дельи Спози.
Хозяйка апартаментов, в которых мы остановились на одну ночь в Мантуе, рассказала мне о том, что на центральной площади города, где находится Комплекс дворцов Палаццо Дукале, с некоторых пор не проводят больше массовых мероприятий и концертов по причине того, что вибрации вредят шедевру Мантеньи! А Вы говорите 5 минут. Пусть лучше 5, чем совсем ничего, я так думаю.
Спасибо еще раз за интересный материал.

И еще, делать дороже билеты, на мой взгляд, это как раз не самый разумный выход из ситуации. Ведь если сделать выше цену, это значит лишить кого-то возможности увидеть фреску может бы по причине высокой цены или по причине слишком ограниченного числа посетителей в день. Представьте, что вам дадут 20 минут на созерцание, но тогда будут вынуждены ограничить число посетителей в день. Хотя может быть ограничение числа посетителей - это реальный выход из положения, как это сделано в Милане, где на Тайное вечере Да Винчи, надо заранее бронировать билеты и приходить в означенный день и час, чтобы 20 законных минут провести в созерцании великого творения.
Не царапайте чиновников, лучше внесите дельное предложение в следующий раз, когда будете в Палаццо Дукале ;-) Вдруг прислушаются.

Здесь уже прозвучала реплика, что на следующий год фрески можно было рассматривать нормально. Вероятно, мне не повезло...

Я была в Мантуе в Камере дельи Спози дважды в этом августе. Входила-выходила сколько хотела. Даже сидела на полу посреди Камеры - ноги стоять устали, смотрительница по телефону болтала, ей не до меня было, а ушла я, когда уже насмотрелись так, что не могла больше. Где-то час пробыла. И второй раз также. Так что моё невероятное везение для меня новость!

Ну вот все и прояснилось :-) Теперь все ясно. Когда народу мало и никто следом за вами не идет, то вы можете созерцать сколько вам влезет :-) Так часто делают в Италии :-)
Видимо надо угадывать момент и тогда и нам повезет ;-)

?

Log in

No account? Create an account