Previous Entry Share Next Entry
Великая Греция: Симпосий в склепе
НЮ
cicerone2007
Рядом с храмами Великой Греции в Пестуме сейчас открыт прекрасный музей, где собраны находки археологов, работавших в угасшем античном городе. Главные экспонаты этого музея – росписи склепов, которые датируются V - IV веками до н.э. Самый знаменитый из них – Гробница Ныряльщика. Свое название она получила по изображению на плите, которая закрывала погребение:

Гробница ныряльщика




Переход в загробный мир – это прыжок в море. По преданию, так покидали земной мир гиперборейцы, обитатели счастливой страны. А на боковых плитах погребальной камеры изображен симпосий. Вот одна из них:

Гробница ныряльщика

Мужчины и юноши, увенчанные венками, пьют вино, играют с киликами, бренчат на струнах или ласкают друг друга. Очень забавен бородатый персонаж, который, приоткрыв рот, наблюдает за любовниками:

Гробница ныряльщика

На коротких стенках погребальной камеры изображены юноши-виночерпии:

Гробница ныряльщика

Полюбуемся другими росписями. Вот склеп с фигурой всадника:

Музей в Пестуме

А здесь перед нами колесница:

Музей в Пестуме

Сцена охоты очень напоминает историю Артемиды и Актеона. Богиня превратила в оленя юношу, случайно увидевшего ее обнаженной, и затравила собаками :

Музей в Пестуме

Петух тоже имеет отношение к подземному миру. Он был связан с культом Асклепия как образ целительной смерти-возрождения:

Музей в Пестуме

Вот прекрасный декоративный мотив с плодами и цветами граната. Гранат – один из главных символов подземного мира. Зернышко граната дал вкусить Персефоне Аид, чтобы, отправившись к матери на землю, она не забыла царство смерти и вернулась к нему.

Музей в Пестуме

Среди других экспонатов музея есть часть терракотовой женской статуи с замечательно сохранившейся раскраской:

Музей в Пестуме

Музей в Пестуме

  • 1
очень интересно, спасибо

Спасибо огромное. Античные фрески - большая редкость. Всегда приятно их видеть.)
Только в советских учебниках вроде эти фрески к Этрускам относили. Или я чего не поняла?)

Нет, Вы их с чем-то путаете. В советских учебниках их не было. Фрагмент Гробницы Ныряльщика воспроизведен в книге Алпатова "Художественные проблемы искусства Древней Греции". А в "Памятниках мирового искусства" их не было.

Извините, все-таки хоть и немного, но было: Н.М.Лосева, Н.А.Сидорова Искусство Этрурии и древней Италии, М.,1988 - стр.62-63 (2 фрагмента росписи). Но при этом авторами уточняется, что "в этот период Пестум находился еще в руках греков..." (Текст на стр. 67 и далее.)

Я тут тоже порыскала. Это цитата из статьи Г.И.Соколова:
"Политическая и военная активность многих италийских племен в конце VI—V в. до н. э. была явлением обычным. В конце V в. до н. э. Луканы очень окрепли и не только угрожали соседним грекам, но и подчинили себе крупный эллинский город Посейдонию, называя его по-лукаиски Пестумом. Их владычество продолжалось до 273 г. до н. э., пока римляне не заняли весь Апеннинский полуостров.
На росписях, найденных в некрополе Пестума, Луканы изображены облаченными в доспехи, гарцующими на лошадях, охотящимися на зверей, едущими в колесницах. Живопись гробниц, по которой можно узнать об одежде Луканов, их оружии, шлемах, копьях, мечах, интересна, однако, не только с историко-бытовой точки зрения. Она дает представление о художественных вкусах Луканов, их эстетических склонностях, предпочтении одних форм другим. В погребальных росписях Пестума проявилось тесное взаимопроникновение эллинских и луканских художественных элементов. Если в гробнице Ныряльщика долуканского периода художник, стремившийся, особенно в сцене банкета, передать увлечение и эмоциональную настроенность пирующих, создал прекрасный образец эллинского искусства V в. до н. э., то в живописи луканских гробниц IV в. до н. э. проступают италийские черты. Более обобщенно, подчас бегло и даже грубовато трактованы фигуры, утрачивается чистота красочных тонов, характерная для греческих памятников Посейдонии".
http://www.sno.pro1.ru/lib/kultura_rima/21.htm


Ну да. В книге Лосевой и Сидоровой, хотя и другими словами, но в общем говорится примерно то же - только описанию и анализу изображения уделено гораздо больше места.

БОльшое спасибо! Только не открывается. Думаю, что наши историки опирались на одно иссследование.

У меня открывалось, я проверял. Может там сервер перегружен? Попробуйте еще раз (или попозже...)

Я думаю, да; источники, скорее всего, у них были общие...

(Deleted comment)
Рада, что угодила!

Угодила, угодила. )))

Интересно.
Татьяна



Н.Лосева, Н.Сидорова. Искусство Этрурии и Древней Италии.М., 1988

Спасибо. Этой книги я не знаю. А не могли бы Вы отсканировать страничку с текстом об этой росписи? Очень интересно, что авторы о ней говорят. Связывают с этрускими влияниями?

Ага. Я почитаю и выберу самое главное.)


Уже нашли, но может лучше прочтется.)))

Спасибо! У Вас действительно читается. Благодаря Вам полазила по интернету и поняла, что остальные гробницы считают луканскими. Забавно только, что наши ученые дамы считают прозрачный сюжет загадочным.
Всяческих Вам успехов!

интересная раскраска на женской статуе
спасибо)

Потрясающий материал! Себе сохраню, спасибо большое.

Пестум - чудесное место!

А что известно о терракотовой женской статуе? Греки ее изготовили, или луканы? И какова датировка?

Это мои первые фотографии, сделанные цифровиком. Я тогда еще не догадывалась фотографировать этикетки:))
Думаю, луканская, 4 в.

Здесь есть еще некоторые материалы из музея:
http://www.bellabs.ru/Italia/Italia2010_05_Paestum.html#24
Трактовка сюжета Гробницы ныряльщика на табличке в музее примерно такова:
На крышке гробницы изображена вовсе не вышка для прыжков в воду. Полагают, что так представлена стена, отделяющая мир живых от мира мертвых, обитаемый мир от мира потустороннего. Прыжок с нее – это полет в Океан смерти и одновременно источник нового сакрального знания.
У меня есть и фотография таблички у терракотовой женской фигуры со свастиками, но, к сожалению, итальянским не владею. Могу выслать. Указанная датировка - 520-500.

Спасибо! Очень интересный материал. И не только о Пестуме. С удовольствием поброжу по Вашему сайту перед поездкой в Италию.

Спасибо! Прекрасные росписи. С удовольствем прочитала и все комментарии.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account