Previous Entry Share Next Entry
Церковь Троицы в Никитниках: что за этими окнами?
НЮ
cicerone2007
Сейчас, когда решается судьба древнерусского наследия, хочется понять, как же живут памятники в новых условиях. Что происходит, когда музей вынужден покинуть храм или монастырь?
Помню, как лет десять назад очень остро стоял вопрос о музее в Троице-Сергиевой Лавре. В этом музее работали мои университетские приятельницы. Приезжала к ним много раз, привозила в музей студентов, друзей. Поэтому, когда музей вывели из Лавры, я очень хорошо понимала их боль.
Звоню приятельнице неделю назад и узнаю, что все нормально, что она и ее коллеги по-прежнему работают в ризнице, коллекция древнерусского искусства сохранена, экспозиция XVIII века тоже жива. Музей и монастырь подписали соглашение о сотрудничестве, и даже келейная икона св. Сергия Радонежского вернулась в музейную экспозицию. Монастырь не изгнал профессионалов, более того музейщикам стали помогать.
А что в Москве? Можно ли увидеть то, что скрыто за этими окнами с великолепными резными наличниками?

Церковь Троицы в Никитниках



Церковь Троицы в Никитниках, как и Новодевичий монастырь, когда-то была филиалом Исторического музея в Москве. Это был один из самых чудесных музеев Москвы – живой посадский храм первой половины XVII века. Когда я привозила студентов-искусствоведов на практику в Москву, то без знакомства с Троицей в Никитниках нельзя было обойтись так же, как без посещения Кремля и Коломенского. Говорю об этом, поскольку случись практика сейчас, в церковь бы студенты не попали.

Церковь Троицы в Никитниках

Храм передали церковной общине. Сейчас служба идет в подвальном помещении, где когда-то были складские помещения купцов Никитниковых, а верхний храм на реставрации. Хоть и хороша церковь снаружи, но главное, как и полагается, находится внутри. Здесь чудом сохранился полный цикл росписей середины XVII века. Иконостасы украшали иконы Симона Ушакова и изографов Оружейной палаты.

Церковь Троицы в Никитниках

Церковь окружают плотным кольцом здания начала и середины XX века. Когда-то в них были кабинеты ЦК и Московского горкома партии, сейчас здесь расположилась администрация президента. Жилых домов поблизости нет. Это к вопросу о приходе.

Церковь Троицы в Никитниках

За последние годы я несколько раз оказывалась в Никитниковом переулке, но попасть в храм не могла. Вот и на днях пришла, спросила и услышала, что там идет реставрация. Существует сайт храма: http://www.nikitniki.ru/main
Но понять, что сейчас с фресками, невозможно. Кстати, сайт странный. Тексты о храме, которые там выложены, очень старые, авторы не упоминаются. Никакой информации о современном состоянии, о реставрации там не найти.
Поиск по блогам оказался более продуктивным. Я нашла прекрасные фотографии очаровательной прихожанки храма: http://tanja-shino.livejournal.com/139322.html
Из ее поста я узнала о противостоянии музея и прихожан. Все это очень грустно. Люди стали заложниками ситуации. Вот, например, община обижается на «вредных» музейщиков, которые вывезли иконостас из южного придела храма. А что делать музею, если ответственность за иконы никто с него не снимал?

Церковь Троицы в Никитниках


А самое главное, как должен существовать уникальный храм. Что на этот счет думает община? Насколько этот храм будет доступен? Разумеется, молиться в таком храме – это счастье. Но почему он утрачен сейчас для русской культуры? Наверное, мнение об этом церковной общины было бы интересно узнать не только мне.

Церковь Троицы в Никитниках

Сейчас, когда разрабатывается закон о передаче недвижимости религиозным организациям, нельзя забывать о главных российских памятниках. Надо думать о том, как сохранить их для потомков. Думаю, что при передаче храма церкви, сразу же надо оговаривать возможность его доступности не только для прихожан и законодательно определять ограничения, которые должны соблюдать его новые владельцы. Итальянцы это обязательно делают по отношению к уникальным фресковым комплексам. И Капелла дель Арена с фресками Джотто, и капеллы с фресками Мазаччо и Пьеро делла Франческа во Флоренции и Ареццо живут в храмах в музейном режиме. Строго регулируется поток посетителей, поскольку люди заранее покупают билеты на сеансы. Продумано освещение. Разумеется, ни о каких парафиновых свечах и речи нет. А ведь наши памятники еще более хрупкие. Фрески-то были изобретены не в наших широтах! Рублевские росписи в Успенском соборе сохранить не удалось. Сохранятся ли росписи в церкви Троицы, или наши дети, как и мы в последние годы, смогут любоваться лишь ее фасадами?

Церковь Троицы в Никитниках

  • 1
Все это сложный конечно вопрос. Обычно любой храм открыт весь день. Тут очень сложный вопрос из-за соседства храма.
Если Вы почитаете все записи Танюши про их Храм, вы поймете, что он в нормальных руках. Ее родители, которые активно помогают восстанавливать храм профессиональные реставраторы, они ценность фресок очень даже понимают. Община долго и тяжело собирала деньги и восстанавливала крыльцо, которое просто отваливалось от храма.
Но есть и другие очень печальные примеры, когда церкви просто уничтожаются самодурами...

Да, я читала записи. Надеюсь на качественную реставрацию и ее завершение. Но дело в том, что это памятник мирового уровня. От того, как он будет существовать, зависит не только его судьба, но судьба многих других церквей. Мне кажется, самым разумным было бы найти компромиссное решение между музеем и церковью. Ежедневную службу вести в нижнем храме, а в верхнем на Рождество, Пасху и Троицу. А все остальное время - существовать в музейном режиме: только для осмотра небольшими группами. По официальному соглашению с музеем решить вопросы охраны, контроля со стороны музейных сотрудников и тогда вернуть иконостас. Если бы здесь, где общину составляют, судя по всему, люди образованные и понимающие ценность храма, эту модель бы удалось осуществить, то это было бы огромное дело, которое помогло бы спасти другие церкви.

Да именно так и надо, но очень боюсь, что у нас сейчас маятник сильно ушел в другую сторону.

Пропустила этот Ваш пост.:) Спасибо, что ссылаетесь на мою статью об этом храме. Похоже, сейчас я в интернете одна отвечаю на вопросы, так как сайт храма вообще временно закрыт.:) За последний месяц уже 20 раз рассказывала о храме вместо членов его общины, помогала людям со сбором информации по храму и устраивала экскурсии для иностранцев, которые Бог весть когда еще смогли туда попасть, если не этот раз.... Наверное, все дело в том, что у меня не одна запись о храме, а несколько (8 , кажется) Вот тут их все можно посмотреть: http://tanja-shino.livejournal.com/tag/%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC%20%D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%86%D1%8B%20%D0%B2%20%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%85 Есть еще фото с крещения моей дочери, которое как раз и проходило в верхнем храме весной 2010 года. (эта запись - только для друзей) http://tanja-shino.livejournal.com/199199.html Там Вы как раз и сможете оценить состояние росписей. Верхий храм сейчас все еще закрыт, так как там не работает паникадило и осталось много незавершенных реставраторами дел. Но в общем: все готово. Богослужения там даже по праздникам проводятся редко - именно из-за реставрации. А передали храм во временное пользование общины - именно на условии, что богослужения будут проводиться внизу, а наверху - только по крупным праздникам. Надо сказать, что жилых домов рядом с этим храмом нет - а значит на богослужениях бывает мало народу и все прихожане добирается издалека. Это очень способствует сохранности памятника. Кстати: реставрация идет на средства общины, в том числе и реставрация крыльца. А в послдние годы , до того, как храм передали общине - храм был закрыт и попасть туда было не возможно - особенно из-за тяжелого состояния крыльца храма. Музейные сотрудники действительно вели себя в нашем случае не корректно и агрессивно - им явно была не интересна сохранность памятника, а ближе - само противостояние. Храм они оставили в очень плохом состоянии - как беглые французы. Но, поскольку в моей семье - все музейные сотрудники - то я точно знаю, что музейщики, слава Богу, бывают разные. А этих - только по человечески жаль. И совместное использование храма музеем и общиной - обычно оптимально (как в случае с храмом при Третьяковке) Но этого , увы, хотят далеко не все музейные сотрудники. Я не идеализирую и церковные общины с их частыми поповскими штучками" и т.п. закидонами. Хотя - и они бывают разными.

А после того, как верхний храм Троицы в Никитниках откроется после реставрации - Никитников предел будет без икон. Придется на средства храма с неимоверными трудами заказывать фотокопии, что бы все выглядело пристойно. То же было со святыней храма: Грузинской иконой Божией матери. Сейчас в храме стоит ее копия, которую с трудом удалось заполучить у сотрудников музе. Договариваться с ними сложно. А те иконы, что забрали - были в отличном состоянии и им можно было организовать музейный уровень сохранности и в храме, а теперь же их не увидит никто, так как они будут в запасниках, вне своего родного дома. Мне такое поведение людей - видится странным. И многие церковные "деятели", и многие музейщики - все друг другу вредничают, не могут договориться друг с другом, словно они не граждани одной страны, не соседи по одному городу. Печальное время нынче. ..... И тема не простая для обсуждения. А с храмом Троицы в Никитниках - действительно все в порядке. Я напишу в своем жж о том, когда окнчательно откроют для посещений верхний храм. В ближайшее время должны подключить сайт храма, и объявить номер телефона, по которому можно будет записываться на экскурсии (предположительно только по выходным дням) . Телефон помещу и у себя в жж, раз уж и он стал "рекламной площадкой" храма.

Edited at 2011-03-29 12:12 pm (UTC)

Спасибо за ответ, но оптимизма он не прибавил. Особенно на фоне судьбы Торопецкой иконы: http://users.livejournal.com/_corso_/240938.html
"Вредные музейщики", "поповские штучки"... Живем не по закону, а по понятиям. Есть Ваши родители - есть зыбкая надежда на что-то. А что будет, когда придут другие люди, не имевшие никакого отношения к музеям? "Запись на экскурсии" лучше, чем ничего, но не намного! "Фотокопии икон" - ужас ужасный!
Моя позиция простая - в нашей стране совсем немного храмов мирового уровня, которые удалось сохранить в годы советской власти. Им надо было оставаться храмами-музеями. И очень много храмов, которые надо было восстанавливать из руин, возвращать к жизни. А вместо этого громадные деньги тратились и тратятся на жуткие новоделы. А с древними храмами обращаются так: http://cicerone2007.livejournal.com/43325.html

Я с Вами согласна. Вариант храм - музей самый разумный. Но не везде такое проталкивают и реализуют... И Вы знаете: моим родителям было бы удобнее ходить в другой храм (по самым разным причинам), но они не оставляют этот именно из-за того, о чем Вы написали. И сколько примеров того, как ужасно обращаются с памятниками: при чем и музейщики, и церковь.....Фото смотреть страшно..... Это говорит только о том, что страна вообще в сложном состоянии и общество больно. Нет согласия, нет единства, нет представлений о том, как жить и что делать, нет уважения к истории и искусству.

Ну а в случае с Храмом Троицы в Никитниках - я наверное не полностью все объяснила. Позитив все же есть. Храм до передачи общины был закрыт и перспектив его открытия не было - денег на реставрацию у исторического музея не было. А передали храм общине с условием, что там все будет отреставрированно по гос. проекту и открыто для посещений. Т.е. было хуже, а стало лучше. Если община будет другая, или эта община не будет выплнять обязательство - храм государство заберет. Ну так должо быть. А как у нас выполняются законы - Вы сами знаете. Одна надежда: вроде патриарх у нас человек образованный и он должен понимать, что в такие храмы - памятники мировоо значения, нужно назначать интеллигентных настоятелей. ..... От настоятеля зависит многое. Ну а так: все в нашей стране, увы, не стабильно.


Соль на раны((( Патриарх, которого я тоже считаю образованным, год назад ВПЕРВЫЕ посетил Андронников монастырь и музей древнерусского искусства. Это когда шум начался. Когда памятники уничтожались безбожной властью, то в этом была какая-то логика. А когда христианские памятники погибнут из-за невежества верующих...

Да.. Все очень сложно. Очень. Действительно: все эти разговоры - только соль на раны....

никитники. это было недавно-давно

в никитниках еще устраивали концерты ранней музыки, и русской и итальянской. духовные песнопения 16-17в., корелли в исполнении "Da camera e da chiesa".как бы это сказать?-на рубеже веков-вот когда! во всех инославных церквях в москве-лютеранской,католической, англиканской=не считается зазорным устраивать концерты для воцерковленных и нет. почему нельзя и в никитниках,коли там и акустика волшебная?и деньги на грамотное содержание памятника были бы

Re: никитники. это было недавно-давно

Я слышала монастырские хоры в Вознесении в Коломенском - это было чудо! А здесь, когда много лет целуешь замок...

это было недавно-давно

в коломенском хоть понятно кто и что делает. и вроде хорошо делает. ин находки там идут.даже полы какие-то нашли с подогревом!

Я слышала про эту реставрацию только позитивные отзывы. И от профессионалов-реставраторов (правда, не занятых в проекте) и от сотрудников ГИМа.
А вот музей в лавре меня расстроил - у них богатейшая коллекция, но вот показывают они всего ничего в нескольких маленьких залах. Хотя не знаю какой была ситуация раньше, может быть для него это нормальное состояние.

Очень хочется увидеть результаты реставрации!
Музей в Лавре всегда был небольшим. Только я не поняла - ризницу Вы видели? Вместе с ризницей все довольно солидно. Иконы там очень камерные, но прекрасные. Какой там 15 и 16 века! Я говорю только об одном: в Лавре хуже не стало и специалистов не извели. На том и спасибо.

Неужели сейчас очередное переломное время для наследия искусства? Меня всегда удивляло, что хоть что-то сохраняется. Кем были те люди, что сохраняли и сохраняют архитектерные и другие подлинники? Как им это удавалось? Или все это игра случая?

Почему игра случая? Есть много квалифицированных людей, которые занимаются реставрацией, исследованиями, музейным хранением. Но есть и постоянное неуважение в нашей стране к профессионалам. А сейчас действительно тот "момент истины", когда от того, какой закон будет принят, зависит судьба нашего национального наследия.

Игра случая - это я о том, что хоть что-то сохранялось от тех эпох, когда резко менялись идеологические и т.д. ценности. Например, когда античность замещалось христианством и т.д. Музейщики - те, кто выше всего этого идеологического раздрая, охранители. И бесконечно жаль, что к ним не прислушиваются, идя на поводу у контьюктурности момента. Это чревато большими потерями.

Такая сложная тема, есть памятники искусства и архитектуры, которые принадлежат государству, народу (хотя я и не коллективный человек). Они достояние России, которая много пережила. Общаясь, как и Вы, с молодежью я не верю в их набожность, про свое поколение молчу. Но мы русские люди, православные, каждый со своей верой в душе, не безбожники. Просто жизнь меняется и смешно вводить веру в той форме, какой она была более ста лет тому назад. Все идет вперед, нужно учиться говорить с людьми на нормальном языке, люди должны смотреть не в пол храма, а ввысь в купола. Кстати другие конфессии все это решают, молодежь ходит на лекции для молодых семей, у меня дочь играла виолончельный концерт в протестантском храме.
Поэтому вопрос спорный, ведь эти памятники являются достоянием и не верующих тоже.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account