Previous Entry Share Next Entry
Греческие вазы. Винное море
НЮ
cicerone2007
Когда отлетают от сердца
Бременящие заботы, –
Все мы вровень плывем по золотым морям
К обманчивому берегу,
И нищий тогда богат, а богач […]
И набухают сердца,
Укрощенные виноградными стрелами…

/Пиндар у Афинея. Пер. М.Гаспарова. Цитата по кн.: Ф.Лиссарраг. Вино в потоке образов. М., 2008. С. 112/

На внутренней поверхности греческих ваз можно иногда увидеть корабли, плывущие по морю. И если представить, что в сосуде вино, то бороздят парусники «золотые моря»:

Кратер



Чернофигурный кратер из собрания нью-йоркского Метрополитена – именно такой сосуд. Рядом с кораблями резвятся дельфины, а венчает вазу процессия из хищников и их жертв.

На венчике диноса из собрания Виллы Гетти, созданного тоже в VI веке до н.э., разворачивается битва греков с варварами. Строже и солиднее здесь и парусники:

Динос

Еще одно изображение кораблей мы находим на внешней поверхности луврского килика, расписанного мастером Никосфеном:


Никосфен. Корабли
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Cup_boats_Louvre_F123.jpg

А вот очень интересный сосуд из Британского музея, где одновременно используется и чернофигурная и краснофигурная техника. В медальоне - юноша с амфорой. В таких сосудах хранили вино. В чернофигурной технике изображены корабли и выпрыгивающие из волн дельфины. Килик держат в руках, вино слегка колышется, и корабли вместе с дельфинами оживают:

Килик с кораблями



Псиктер – сосуд для охлаждения вина. Встречаются такие сосуды редко. На псиктере из Метрополитена, который атрибутируется мастеру Ольпу и датируется концом VI века до н.э., изображены оседлавшие дельфинов и плывущие по морю воины. На щитах шести наездников мы видим сосуды и круговые меандры (меандр из трех ног; крылатый зверь с головами льва, коня и грифона; колесо, обод которого образуют дельфины):


Псиктер


Псиктер
http://www.metmuseum.org/toah/hd/symp/ho_1989.281.69.htm

Одна из самых прекрасных чернофигурных ваз, дошедших до нас – килик с изображением Диониса в ладье. Он подписан мастером Эксекием, датируется 530-ми годами до н.э.. Хранится сейчас этот сосуд в Мюнхене. Его красный цвет обусловлен особым лаком, который получали из красного коралла.
В гомеровском гимне рассказывается о том, что бог вина был похищен пиратами. Но путы пали, мачту корабля оплела виноградная лоза, а разбойники превратились в дельфинов. Перед нами триумф Диониса. Он возлежит на палубе, держа в руках рог с вином. Фигурки дельфинов смотрятся как гребешки волн, а ощущение покачивания ладьи возникает благодаря тому, что она расположена под небольшим углом к оси сосуда. Ось мысленно прочерчивается от ручки к ручке килика. И если представить себе, что этот сосуд наполнен вином, то в руках у пирующего настоящее винное море:


Дионис в ладье
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Exekias_Dionysos_Staatliche_Antikensammlungen_2044_n2.jpg

  • 1
Как всегда - прекрасно!

Графика потрясающая!

Да, Эксекий - это что-то запредельное!

Красота страшная сила

С юности обожаю никосфеновские корабли. Очень обрадовалась, найдя цветную картинку.

А мне зольдатены на дельфинах Эххх ))))))

с удовольствием добавляю Ваши записи в избранное

Это приятно слышать:))

а из этих сосудов вино черпали "половниками" или макали чашу внутрь?

Из кратера и диноса черпали разбавленное вино, из киликов пили. Псиктеры с вином помещали в кратеры, наполненные ледяной водой или льдом.

Замечательный пост!

Несколько дополнений: свастика из трех ног называется трискелис. Меандр-это нечно другое.

Воины на дельфине могут говорить о том,что ваза распасана для заказчика из Тарента. Тарентийские статеры изображают в виде юноши /иногда в шлеме/ верхом на дельфине Фаланта /или Тараса/-спартанского царевича,ойкиста /основателя/ колонии Тарент,ставшего покровителем города.

И,наконец, килик с Дионисом- очевидная иллюстрация следующего мифа:"Во время плавания с острова Икария на остров Наксос Диониса похищают морские разбойники - тирренцы (Apollod. III 5, 3). Разбойники приходят в ужас при виде удивительных превращений Диониса. Они заковали Диониса в цепи, чтобы продать в рабство, однако оковы сами упали с рук Диониса; оплетя виноградными лозами и плющом мачту, паруса корабля, Дионис явился в виде медведицы и льва. Сами пираты, бросившиеся со страха в море, превратились в дельфинов (Hymn. Ноm. VII)."

Спасибо за добавления. По поводу "кругового меандра" я сама в сомнении. Этот термин я встретила в книжке Лиссарага впервые. Причем не только в тексте, но и в примечаниях со ссылками на работы, посвященные этим мотивам. У книжки есть и науный редактор, а это в наше время редкость. Что такое меандр я знаю. Допускаю, что переводчик не прав.

чУдно, спасибо. Тогда уж корабли бороздят "виноцветное" море..)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account