Previous Entry Share Next Entry
Скульптура Парфенона в Британском музее. Часть вторая: фронтоны
НЮ
cicerone2007
Не перестаю удивляться, глядя на эту фигуру с западного фронтона Парфенона: нет ни головы, ни рук, ни ног, но она не только полна энергии и жизни – она летит. Увидев воспроизведение Ириды (или Ники, как считают некоторые исследователи), мечтаешь рассмотреть скульптуру наяву, и, переступив порог Британского музея, первым делом стремишься к мраморам Парфенона. Восхищенно разглядывая их, начинаешь задавать себе странные вопросы: Для кого создавались эти статуи? Чем мы сейчас восхищаемся?

Фронтоны Парфенона



Сначала напомню известные факты. Сошлюсь на Новую историю искусства /Л.И.Акимова. Искусство Древней Греции. Классика. СПб., 2007. С. 195-204/
Фронтонные композиции были созданы под руководством Фидия в 438 – 431 гг. до н.э.. За 13 лет до разрушения Парфенона, в котором был устроен пороховой склад, скульптуры были зарисованы путешественником Ж.Карреем. И по этим рисункам XVII века сейчас можно хотя бы приблизительно реконструировать фронтонные композиции.
На западном фронтоне был изображен миф о споре Афины и Посейдона за господство над Аттикой. Кроме фигуры Ириды, вестницы богов, сохранилась группа Кекропса и Пандросы (в Музее Акрополя), часть торса Посейдона и мужская фигура, которая, как считают исследователи, олицетворяет реку Илисс:

Фронтоны Парфенона

В музее можно увидеть эту фигуру, как и другие, сзади. Оказывается, что они проработаны как круглая скульптура – со всех сторон. Для чего? Кто мог видеть эти статуи таким образом?

Фронтоны Парфенона

А вот спина другого мужского изваяния, уже с восточного фронтона Парфенона. Чаще всего в этом персонаже видят изображение Диониса:

Фронтоны Парфенона

И этот ракурс был совершенно недоступен тем, кто приходил на Акрополь. Но статуи создавались не только для людей. Их создавали и для богов:

Фронтоны Парфенона
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a6/Dionysos_pediment_Parthenon-British_Museum-2.jpg

С земли Дионис был виден только так:

Фронтоны Парфенона

Кстати, копия этой статуи сейчас находится на «своем» месте. В самом углу видны головы коней Гелиоса, колесница которого восходит на небеса:

Фронтоны Парфенона

А с другой стороны фронтона – голова коня Селены, колесница которой опускается в Океан:

Фронтоны Парфенона

На восточном фронтоне изображено рождение Афины, свидетелями которого были олимпийские боги. Определить по остаткам фигур, кого они представляют, можно сейчас лишь приблизительно. Никаких атрибутов не сохранилось, поэтому имена, которые сейчас даются персонажам, гипотетичны.
Мужчины на фронтонных композициях обнажены, женщины одеты. Но за изумительными драпировками чувствуется живое тело:

Фронтоны Парфенона
http://www.flickr.com/photos/eileensanda/3581828712/sizes/o/in/set-72157619043850622/

«Тела, вера в богов, любовь к рациональным пропорциям – именно синтезирующая способность греческого воображения свела все это воедино. И нагота приобрела свою непреходящую ценность потому, что примиряла несколько противоположных позиций. Она берет наиболее чувственный и непосредственно волнующий объект – человеческое тело – и помещает его вне досягаемости времени и желания; она берет самую чистую рационалистическую концепцию из всех, на которые способно человечество, – математический порядок – и заставляет ее услаждать чувства; она берет смутные страхи перед неизвестным и смягчает их, показывая, что боги похожи на людей и им можно поклоняться скорее за их животворную красоту, чем за их смертоносные силы», – пишет К.Кларк в своей книге «Нагота в искусстве» /СПб., 2004. С. 35/

В этих двух женщинах чаще всего видят Деметру и Персефону:

Фронтоны Парфенона

В глубоких складках сохранились следы раскраски. Это в свое время поразило современников лорда Элджина. Мы к этому знанию о полихромии греческой скульптуры уже привыкли, хотя добиться убедительных реконструкций, пока не удалось. Так чем же мы восхищаемся? Явно не тем, чем восхищались современники Перикла и Фидия. Обломки своих статуй греки, скорее всего бы, «похоронили», как они засыпали землей архаические статуи Акрополя, поврежденные во время греко-персидских войн.
Наш взгляд на мраморы Парфенона воспитан художественными открытиями Микеланджело: культом чистой пластики и незаконченностью.

Фронтоны Парфенона

Самая поразительная группа – три женские фигуры. Мойры? Афродита, Пейто и Диона? Благодаря прошедшим векам, это уже не столь важно:

Фронтоны Парфенона

Важна лишь поразительная свобода пластики, изумительно живое тело, истинная женственность. Нельзя не согласиться с Л.Акимовой, которая пишет, что боги восточного фронтона «предстают в состоянии акме, высочайшего расцвета духовных и физических сил. У них полные гармоничные формы, плавные и уверенные жесты, полное доверие к миру и открытость навстречу ему». /С.199/

Фронтоны Парфенона

Фронтоны Парфенона

Скульптура Парфенона в Британском музее. Часть первая: метопы:
http://cicerone2007.livejournal.com/1675.html

  • 1
Спасибо, потрясающие фотки.) У меня тоже есть, но похуже.
Я была в полном восторге от этой последней троицы - такая мощь вместе с чувственностью и фантастическими складками... Чудо!!!)

Спасибо за оценку. Очень важно освещение. Первый кадр - вечер, только искусственное освещение, а остальные в хороший солнечный день. Успехов Вам в Новом году!

спасибо,
а нет ли где упомянутых рисунков?

В книге Акимовой, на которую я ссылаюсь.

Спасибо, Валентина)

Они прекрасны.
В Британский музей стоит сходить хотя бы ради того, чтобы посмотреть на них.
Надеюсь, что никогда назад в Грецию они не уедут. Ибо те, кто допустил устройство в Парфеноне порохового склада, те, кто растаскивал древние мраморы на свои строительные и прочие суетные нужды, те, кто не сделал ничего для их сохранения, недостоин того, чтобы сейчас ими обладать.

В Британском музее много прекрасного. Какие ассирийцы! Когда я была в Лондоне первый раз, он меня разочаровал. А после реконструкции я неделю из него не вылезала, благо мы поселились совсем рядом.

У меня то же самое - первая, организованная экскурсия туда мне не понравилась, упор делали на кельтов и древних британцев, показывали эту жуткую мумию "болотного человека", в общем, как-то препротивно показалось :))

Второй и последующий разы, спустя несколько лет, напротив, очень даже вдохновили - и ассирийцы, и Парфенон, и прекрасная выставка о Вавилоне. Вот египетскую их коллекцию я не очень люблю - почему-то она на меня действует угнетающе, в отличие от меньшей по объему, но лучшей по расположению коллекции ГМИИ. Я люблю Древний Египет, но почему-то в БритМузее меня никогда не тянет в египетские залы. Не могу объяснить.

"Жили недалеко" - уж не на Рассел-сквер ли? Там много отелей, мы сами там постоянно останавливаемся, очень удобно.

Вообще то это турки устроили пороховой склад в Прафеноне и турки разрешили демонтаж и по сути грабительский вывоз культурных ценностей из Греции. Так что не надо здесь рассказывать кто чего достоин, тем более это не вам решать. Сейчас в Афинах построили отличнейший музей Акрополя и я очень надеюсь, что все вывезенное туда вернется, в том числе и кстати кариатиду пора вернуть.

Вообще то это турки устроили пороховой склад в Прафеноне и турки разрешили демонтаж и по сути грабительский вывоз культурных ценностей из Греции
Греки при османском завоевании не были превращены в полностью бесправных рабов, лишенных собственной культуры и традиций. И уж ломать собственные античные постройки для утилитарных нужд турки их не заставляли.

Так что не надо здесь рассказывать кто чего достоин, тем более это не вам решать.
Конечно же, как я могла забыть — решать, кто чего достоин, можете только Вы! :)

и я очень надеюсь, что все вывезенное туда вернется, в том числе и кстати кариатиду пора вернуть.
Я считаю, что культурные ценности мирового значения не принадлежат одному государству, а принадлежат человечеству. И если в стране происхождения к ним не могли обеспечить должное бережное отношение, значит, хранить эти ценности должна та страна, которая может это сделать лучше. Музей Акрополя – это хорошо, но Британский посещает больше народу, значит, мраморы Парфенона будут иметь там лучшую аудиторию и бОльшую популярность, чем в Акрополе. Это лучше и для мраморов, и для туристов. Точно так же, как ценной древней иконе лучше в Третьяковской галерее, а не в доме деревенской старушки, которой она «исторически» принадлежит, но которая никогда не сможет обеспечить иконе должные условия хранения и экспозиции.


А и не рассуждаю кто чего достоин, это ш вы развернули тут активную и безапеляционную дискурсию.
Конечно греки не были превращены в рабов. Я этого и не говорил. Но ведь это турки устроили из акрополя крепость и пороховой склад, а затем и поле битвы с венецианцами. И турки выдали англичанам разрешение на демонтаж и вывоз культурных ценностей. То есть вина греков лишь в том что Византийская империя рухнула, потому что до этого акрополь стоял более 2000 лет целый и невредимый. А насчет британского музея тоже ведь передергиваете, Грецию ведь туристов гораздо больше посещает чем британию и тем более британский музей. Опять же если я захочу прикоснуться к античности то я в Грецию поеду, а не в Лондон. Уж не знаю, что вы так агрессивно настроены, вы наверно живете в Великобритании или бабушка у вас там.:) Следуя вашей логике из России все иконы и колокола тоже надо на сохранение отдать в британский музей, ведь не так давно большевики церкви взрывали. А у итальяшек тоже нужно все поотбирать, а то ведь они сколько бронзы в средние века переплавили...
Уверяю вас сейчас в Греции все хорошо, не смотря на кризис, и новый музей Акрополя построенный специально для хранения его сокровищ - наилучшее место для них, очень кстати рекомендую там побывать.
Тем более Парфенон это не просто произведения искусства, это символ Греции, поэтому вполне логично вернуть культурные ценности на их родину.

То есть вина греков лишь в том что Византийская империя рухнула
Именно так. Турки захватили уже ослабленное внутренними проблемами государство. Что не снимает с турок ответственности за их отношение к греческому наследию - но для них это наследие значило куда меньше, чем для греков. По сути, и разрешение на демонтаж и вызов было выдано именно потому, что турецкой администрации было глубоко наплевать на все проблемы сохранения греческих культурных ценностей. Не предложи англичане их выкупить, турки все равно палец о палец не ударили бы для их сохранения. Почему вы думаете, что греки оказались бы более сознательными, чем турки, и стали бы сохранять свой Акрополь? То, что сейчас они осознают его как национальное достояние, не говорит о том, что в эпоху османского завоевания они готовы были самоотверженно это достояние спасать.

Грецию ведь туристов гораздо больше посещает чем британию и тем более британский музей.
Вы специально пишете Британию с маленькой буквы? Что касается вашего утверждения, то статистика опровергает :) Обратите внимание на позицию Лондона в списке. И на отсутствие в нем Афин. И уж в Англию-то люди едут точно не ради того, чтобы лежать на пляже :) Турист-курортник, прилетая в Грецию, может до Акрополя и не добраться, точно так же, как посетители Шарм-аль-Шейха не ездят смотреть Каирский музей.

Опять же если я захочу прикоснуться к античности то я в Грецию поеду, а не в Лондон.
Ваш выбор, кто же спорит. Но британская коллекция античного искусства тем не менее одна из лучших в мире.

Уж не знаю, что вы так агрессивно настроены, вы наверно живете в Великобритании или бабушка у вас там.:)
На личности переходить обязательно?
Я точно так же могу предположить, что ваша ненависть к Великобритании обусловлена тем, что вы получили отказ во въездной визе :) У каждого человека есть свои "любимые" места на этой планете, и странно как-то искать агрессию в том, что мне нравится Великобритания больше, чем Греция.

Следуя вашей логике из России все иконы и колокола тоже надо на сохранение отдать в британский музей, ведь не так давно большевики церкви взрывали
Передергиваете! Я нигде такого не говорила и "логику" эту вы сами выдумали.
Но культурную ценность, находящуюся в опасности из-за наплевательского или угрожающего отношения, стоит передавать на хранение в тот музей, который может обеспечить ее реставрацию и должные условия хранения. Именно поэтому я категорически против передачи икон из музейных хранилищ в церкви и против продажи культурных ценностей в закрытые частные коллекции.
Большевики, кстати, на которых теперь принято всех собак вешать, наряду с разрушением церквей сделали достаточно много для развития музейного дела в России и сохранения имеющихся ценностей. И создания новых.

А у итальяшек тоже нужно все поотбирать, а то ведь они сколько бронзы в средние века переплавили...
Ну это вообще чепуха. Италия с точки зрения культурного наследия была и остается на очень высоком уровне. И "за античностью" туда ехать тоже стоит :)

и новый музей Акрополя построенный специально для хранения его сокровищ - наилучшее место для них, очень кстати рекомендую там побывать.
Спасибо за рекомендацию, приму ее к сведению!
Правда, сейчас там нет мраморов Парфенона :)) Но я уже посмотрела их в Лондоне, и не раз.

Парфенон это не просто произведения искусства, это символ Греции, поэтому вполне логично вернуть культурные ценности на их родину.
Не хочется начинать по второму кругу, но греки не заработали такого счастья. Это все равно, как если какой-нибудь потомок обедневшего дворянского рода начнет требовать себе обратно усадьбу, которую заложили, перезаложили и продали еще во времена его прадеда. И скажет, что-де он осознал, что это символ его славного рода и культурная ценность. А где ты был раньше, где были твои отцы и деды, когда этот символ и т.п. превращался в руину и уплывал у тебя из рук? другие люди купили его, восстановили и владеют им - так какое право у "наследника" выдвигать претензии? Юридически - никакого, и даже моральное право сомнительно.

Не могу оставаться в стороне от такой занимательной дискуссии. Я тоже ЗА то, чтобы вернуть. На мой взгляд, каждый народ имеет право на собственное культурное наследие. В самой Великобритании, кстати, есть комитет, выступающий за воссоединение скульптур Парфенона. По-моему, это правильно. Тем более, что греки всерьез взялись за восстановление и сохранение своего искусства, так что, по-моему, они свое право уже доказали (если они вообще должны кому-то что-то доказывать - уж точно не нам с вами, а в Британском музее разберутся).

"Следуя вашей логике из России все иконы и колокола тоже надо на сохранение отдать в британский музей, ведь не так давно большевики церкви взрывали
Передергиваете! Я нигде такого не говорила и "логику" эту вы сами выдумали."
А по мне, так ничего товарищ не передернул. Прослеживается логика. Народ недостоин, потому что позволил разграбить/сломать/вывезти и т.п. В чем же разные ситуации? Более того, греки были завоеваны, а у нас - сами орудовали. Даже хуже получается. Так может давайте таки в Британский музей? По-моему, мы недостойны. Ну вот примерно как бедный благородный наследник...

"Италия с точки зрения культурного наследия была и остается на очень высоком уровне. И "за античностью" туда ехать тоже стоит :)"
Безусловно! А в Великобританию "за античностью" нелогично, не правда ли?

"У каждого человека есть свои "любимые" места на этой планете, и странно как-то искать агрессию в том, что мне нравится Великобритания больше, чем Греция"
Чудесно. Но разве то, что Вам больше нравится Великобритания, дает Вам право судить о недостоинстве греков и злорадствовать, что "мраморов Парфенона нет" в Афинах? Искренне надеюсь, что это лишь вопрос времени. Кстати, Вы уже посмотрели, можно и Афинам отдать, чего уж жадничать...
А насчет курортников Вы, по-моему, погорячились. Многие люди специально ездят посмотреть на Акрополь. В свое время лично я именно ради этого и поехала в Афины в первый раз. Пляжей и в других странах хватает... А про Англию Вы хотите сказать, что большинство людей едут туда специально ради Британского музея?

П.С. И на всякий случай, чтобы сразу снять подозрения. Я очень хорошо отношусь к Великобритании. Честно. Просто давайте посмотрим правде в глаза. Прошлое есть прошлое. Это греческие скульптуры. И греки имеют право их видеть, не покупая ради этого билет в Англию.


Я тоже ЗА то, чтобы вернуть. На мой взгляд, каждый народ имеет право на собственное культурное наследие.
Изначально - да. Но это право легко можно утратить, уничтожая и разбазаривая это наследие.
Каждый народ достоин не только своего правительства, но и того наследия, которое сумел сохранить.

В самой Великобритании, кстати, есть комитет, выступающий за воссоединение скульптур Парфенона. По-моему, это правильно.
А по-моему, это очередное проявление "политкорректности" и "покаяния за имперское прошлое". Оба этих тренда считаю постыдными.

Тем более, что греки всерьез взялись за восстановление и сохранение своего искусства, так что, по-моему, они свое право уже доказали
(если они вообще должны кому-то что-то доказывать - уж точно не нам с вами, а в Британском музее разберутся).

C каких пор ЖЕЛАНИЕ чем-то обладать доказывает ПРАВО на это обладание?
Из того, что греки захотели мраморы Парфенона обратно, не следует, что право современных греков на творения древних греков неоспоримо.
Не для того лорд Элгин угробил здоровье и состояние на приобретение этих мраморов, не для того Британский музей все эти годы тратил средства на их музейное содержание, чтобы вот так за здорово живешь отдать их грекам.
Если очень хочется, так, что просто уж не могут греки без мраморов Парфенона, - пусть выплачивают Британскому музею сумму, равную их стоимости. Не знаю, впрочем, во сколько их можно сейчас оценить :)
Думаю, при такой постановке вопроса либо желание обладать "национальным символом" несколько угаснет, либо суммы, выплаченные за мраморы лордом Элгином, перестанут считаться неадекватными цене "национального символа" (поскольку самим грекам, конечно, было бы выгоднее выкупать мраморы именно по той, давней цене).
А если признать, что та цена была честной - то разговор о возвращении честно приобретенного вообще теряет смысл.

Прослеживается логика. Народ недостоин, потому что позволил разграбить/сломать/вывезти и т.п. В чем же разные ситуации? Более того, греки были завоеваны, а у нас - сами орудовали. Даже хуже получается.
Cами и виноваты. И нечего теперь валить вину на большевиков, меньшевиков, "разруху" и прочее. Стенания об утраченном во время революции я не принимаю точно так же, как разговоры о возвращении мраморов Парфенона или египетских мумий.
Разница в том, что у нас хватило сил и национального достоинства не лечь ни под какого завоевателя, так что с последствиями разграбления/слома/вывезения народ начал бороться сам и несколько раньше, чем в Греции, своими силами и своей волей - а не тогда, когда стало модно требовать "покаяния" от бывших империалистических держав.
Вот пример. Человек за 100 рублей продал соседу бабушкину икону. Наутро протрезвел, осознал, поклялся сам себе больше так не делать, пришел к соседу, отдал 100 рублей и попросил икону назад. Сосед должен вернуть, не правда ли?
Или другая ситуация. Человек продал икону за 100 рублей, деньги пропил или потратил, проходит 20 лет, и тут его сын говорит: "Как же ты, папа, мог икону пропить?" и идет к соседу, стуча себя в грудь и требуя отдать икону, потому что она, видите ли, бабушкина. Стоит соседу идти навстречу таким требованиям? Сынок кричит, что он дома икону в красный угол повесит - ну так и у нового владельца она висит в красном углу, да еще в золотом окладе, который он сам для нее купил. Вы бы отдали за просто так то, во что вложились? Я - нет.

Так может давайте таки в Британский музей? По-моему, мы недостойны. Ну вот примерно как бедный благородный наследник...
Наши "наследники", которые действительно требуют что-то там вернуть из бывшего у их предков до революций и войн, у меня сочувствия не вызывают.
А в Британский музей не нужно. У нас стараниями все той же советской власти музеи содержались в приличном состоянии :)
Но если что-то британцы у нас купили (как купил Арманд Хаммер картины у большевиков, за что многие их (не его, заметьте!) так порицают) - то купленное должно оставаться у нового владельца, а за возвращение мы должны будем заплатить.





Безусловно! А в Великобританию "за античностью" нелогично, не правда ли?
Ну почему же. Там построек и реликвий римского периода - более чем. Так что и за античностью можно съездить в Британию.

разве то, что Вам больше нравится Великобритания, дает Вам право судить о недостоинстве греков и злорадствовать, что "мраморов Парфенона нет" в Афинах?
Я выше уже объяснила, почему я так считаю. Британия мне нравится в том числе и потому, что это страна с очень высокой музейной культурой, и искать от добра добра и отпускать такую ценную коллекцию из одного из лучших музеев мира только для того, чтобы греки могли повысить посещаемость Акрополя и подзаработать на этом деньжат, заодно восстановив "историческую справедливость" - это как-то слишком, по моему разумению.
Если бы у англичан эти мраморы в канаве валялись или украшали чью-то закрытую частную виллу - можно было бы ратовать за предоставление их греческому музею (потому что вещь такого уровня не должна прозябать ни в небрежении, ни в изоляции от зрителей). Но ведь в Лондоне они общедоступны. Притом - вход в Британский музей бесплатный, так что англичан нельзя упрекнуть в том, что они "рубят капусту" на греческом достоянии.

Искренне надеюсь, что это лишь вопрос времени.
Искренне надеюсь, что он никогда не будет решен таким образом.

Кстати, Вы уже посмотрели, можно и Афинам отдать, чего уж жадничать...
Ну вот примерно так, наверное, рассуждали и те, кто отдал их англичанам. Типа, хватит уже, налюбовались, пусть забирают их куда хотят.

Многие люди специально ездят посмотреть на Акрополь. В свое время лично я именно ради этого и поехала в Афины в первый раз.
Вы были там неоднократно? Я - пока нет.

А про Англию Вы хотите сказать, что большинство людей едут туда специально ради Британского музея?
Нет, но во-первых, Британский музей включается в программу почти любого обзорного тура, так что даже если специально турист туда не рвался, скорее всего он его посетит.
Во-вторых, трудно, живя в Лондоне, ни разу не посетить его, Национальную галерею и другие бесплатные музеи. А посетив один раз, трудно не пойти повторно :)
В -третьих, а может, и в главных - Европа, включая Великобританию, в первую очередь интересует любителей "экскурсионного", а не "пляжного" туризма (с понятными исключениями - страны Средиземноморья, где есть курорты). Люди едут посмотреть, грубо говоря, "на старину", которой в их родных странах (как в Америке или, увы, в России) часто не хватает в силу разных исторических причин.
В-четвертых, большой любитель греческого искусства, конечно, пойдет в Британский музей ради мраморов Парфенона, а то и в Лондон специально приедет :)

давайте посмотрим правде в глаза. Прошлое есть прошлое. Это греческие скульптуры. И греки имеют право их видеть, не покупая ради этого билет в Англию.
Cовременные греки имеют к древним эллинам, создателям Парфенона, такое же отношение, как современные египтяне - к древнему народу страны Кемт, а арабы из нынешнего Ирака - к вавилонянам, а итальянцы - к древним римлянам.
Это другие народы. Другая культура, другая религия. От Эллады не осталось ничего, кроме руин и статуй. Они бесценны. Ни один народ не может заявлять о том, что они принадлежат только ему и никому другому. А раз так, то перемещать их в угоду чьей-то уязвленной национальной гордости попросту нельзя.
Сумели англичане сохранить мраморы Парфенона от дальнейшего разрушения и гибели? - Да.
Сумели они обеспечить их должное музейное и реставрационное обслуживание, научно-исследовательскую работу с ними? - Да.
Сумели они предоставить всеобщий и свободный доступ к мраморам? - Да.
Угрожает ли дальнейшее пребывание мраморов в коллекции Британского музея их сохранности? - Нет.
Так на каком основании "проснувшиеся" греки хотят забрать обратно то, что и так в полном порядке?

Все с Вами понятно! Живете в Лондоне или где то неподалеку вот и прикипели к Британскому музею. А в Греции судя по всему ни разу не были.:) Может Вам греки в визе отказали?... "Греция страна для пляжного отдыха" - смешно даже комментировать такое. Хотя, конечно, не спорю море там тоже есть.:)
Что касается меня, с чего вы взяли что я питаю какую то личную неприязнь к Британии. У меня сестра в Манчестере живет, наверное поэтому к Британии я совершенно равнодушен.
Мнение которые вы упорно всем навязываете исключительно Ваше и неподкрепленное никакими аргументами, аргументы вроде "я так решила они не достойны" на уровне детского сада. "Так на каком основании "проснувшиеся" греки хотят забрать обратно то, что и так в полном порядке?" спрашивате вы, а на таком, что это им принадлежит по праву. И "проснулись" они без малого двести лет назад и боролись за свою независимость более ста лет. И кстати не без помощи Британии они ее добились. И сейчас они очень трепетно относятся к сохранению того, что у них осталось. Уж поверьте я там, в отличие от Вас, был и не раз. А давайте следуя вашей логике подумаем кто же достоин кроме Британского музея. Германия? Нет, во время войны потеряли половину своих коллекций, в том числе коллекцию "Троянского золота" Шлимана(она сейчас в Эрмитаже). Про нас вообще молчу. От греческих полисов в Крыму и на юге России одни фундаменты остались. В Пантикапее на месте храма Апполона врачевателя стоит памятник советским воинам освободителям. А ведь еще при Пушкине там были стены. А разрушение храмов большевиками.
Идем дальше Италия? А как же орды варваров разрушивших Рим. А как же тот факт, что итальянцы точно также разбирали античные здания на стройматериалы. А переплавка бронзовых скульптур в средние века? Так что, итальянское наследие тоже в Британский музей? Чтоб вам удобнее было его лицезреть.
Я не собираюсь с Вами спорить, я всего лишь озвучил свою позицию. И это все сугубо мое мнение(в отличие от Вас я это признаю). Это мнение, кстати, разделяю не только я. В самой Британии есть организация за возвращение культурных ценностей в Грецию. Повторюсь речь идет только о мраморе с Акрополя. А музей Акрополя и без нескольких недостающих скульптур впечатляет. Чего стоит стеклянный пол под которым на глубине 5 метров настоящие античные развалины. А коллекция архаики вообще будоражит воображение, слов нет.
Вам удачи! Ходите в Британский музей, наслаждайтесь греческой скульптурой, пока она еще там. Извините, если чем обидел, не хотел чесное слово.:)

2:marioula Поддерживаю, нечего добавить.:)

Все с Вами понятно! Живете в Лондоне или где то неподалеку вот и прикипели к Британскому музею.
Понятливость - дело хорошее, только живу я в городе Москве :)
Меня всегда забавляло желание судить о собеседнике на основании пары строчек в интернете. Вы немножко поторопились с выводами :)

"Греция страна для пляжного отдыха"
Вы читаете невнимательно. Для понимающих людей Греция - страна античной культуры, но для любителей пляжного отдыха - Греция страна пляжного отдыха, и наплевать им на все Парфеноны. То же самое с Египтом. Можно подумать, наши граждане сильно вникают в Рамзесов и Осирисов, когда каждый год под завязку набивают отели Хургады. К сожалению - подчеркиваю - к сожалению, процент людей, действительно интересующихся древней историей и культурой, сильно ниже количества любителей моря-солнца-all inclusive.

к Британии я совершенно равнодушен
Да, оно и чувствуется.

И сейчас они очень трепетно относятся к сохранению того, что у них осталось
Вот и пусть охраняют то, что у них осталось, но не пытаются вернуть то, что разбазарили. Ушел поезд, уже даже не важно, по чьей вине и по каким обстоятельствам. Но ушел.

Германия? Нет, во время войны потеряли половину своих коллекций, в том числе коллекцию "Троянского золота" Шлимана(она сейчас в Эрмитаже)
Кстати, о Троянском золоте. Тоже надо отдать его Греции? Ведь клад-то греческий. А что касается Германии, то Египет давно возбухает по поводу возврата им бюста Нефертити. Если создать один такой прецедент - с мраморами Парфенона или с Нефертити или с чем угодно - тут же пойдет волна этих возвратов (то есть по сути разграбление всех европейских музеев). Не считаю это правильным.

В Пантикапее на месте храма Апполона врачевателя стоит памятник советским воинам освободителям
И что вы предлагаете? Неужели лучше уничтожить памятник, воссоздать храм? Или отдать данную территорию Греции по "историческим основаниям"? :)) Что практического-то можно сделать, когда уже ничего не осталось?
Может быть, если бы в свое время англичане (или кто угодно другой) вывезли что-то из Пантикапеи и отправили в музей, это что-то сохранилось бы лучше? :))

А переплавка бронзовых скульптур в средние века? Так что, итальянское наследие тоже в Британский музей? Чтоб вам удобнее было его лицезреть.
Для того, чтобы мне удобнее было лицезреть, это должно быть не в Британском музее, а в Москве, скажем, в ГМИИ :)
Что вы привязались к конкретно Британскому музею? Я вам 156-й раз говорю, что там мраморы Парфенона общедоступны и прекрасно хранятся. А вы предлагаете всех посылать в Грецию :)

Извините, если чем обидел, не хотел чесное слово.:)
Ну я тоже совсем не хотела вас задеть, просто немного удивлена, что вы так рьяно выступили за права греков :)

2:marioula Поддерживаю, нечего добавить.:)
Как-то любопытно, вы с marioula не один и тот же человек? Пришли одновременно, у обоих пустые журналы, озвучиваете одну и ту же позицию... :)

Вопрос о перемещении культурных ценностей очень опасный и болезненный. Только начать - катастрофа наступит очень быстро. Тем, кто за это ратует, надо думать о последствиях. Все коллекции античного искусства тогда надо возвращать в Грецию и Турцию! Поэтому я категорически против возвращения мраморов.
Уровень реставрации памятников и музейного дела в Греции оставляет желать лучшего. С ужасом смотрела на "реставрацию" античных памятников в Линдосе. Свой 19 век греки истребили в Афинах почти полностью. Москва рядом с Афинами "отдыхает". С тем, что осталось, надо грамотно работать. Когда узнала, что в новом музее Акрополя фотографировать не разрешают, только руками развела. Это при убогом сайте и отсутствии приличных изданий в книжном магазине.
Вот если сейчас незаконно что-то вывозят, то с этим надо бороться. Итальянцы показали пример, вернув из Метрополитена и Гетти, то, что было привезено в США контрабандистами.

Хочу вас для начала поблагодарить за блог и извиниться за то, что немного наследили мы тут у вас своими комментариями.
То что в музее акрополя не разрешают фотографировать это ведь ровным счетом ничего не значит. Вы наверное сами видели какое там столпотоворение и представить сложно, что будет если каждый будет еще фотографировать все эти красоты. Кстати, зря вы напраслину возводите, я лично приобрел на Плакке отличную книгу про музей Акрополя с прекрасными иллюстрациями, превосходного качества.
А по поводу возвращения, речь идет лишь о возвращении мраморов с акрополя, что вполне логично. И я не верю, что в Греции нет специалистов которые обеспечат им достойное сохранение. Согласитесь, вполне логично собрать тех же кариатид в одно место. А то что было в 19м веке так извините у нас тоже сами знаете, что было, причем не так давно.
Еще раз спасибо вам за ваш блог, благодаря ему нанес на личную карту еще несколько мест, где обязательно надо побывать.

То что в музее акрополя не разрешают фотографировать это ведь ровным счетом ничего не значит. Вы наверное сами видели какое там столпотоворение и представить сложно, что будет если каждый будет еще фотографировать все эти красоты.

А в спокойном и тихом зале Британского музея можно хоть обфотографироваться, можно по 20 раз в месяц туда заходить и снимать мраморы утром, днем и вечером со всех ракурсов, со вспышкой и без. Я сама провела там много времени, вокруг них ходя. Дважды вечером перед возвращением в отель ходила их "навестить". И никаких столпотворений, там нормально организовано пространство, музей очень большой и люди "рассасываются", не зависая толпами перед этими мраморами.

А по поводу возвращения, речь идет лишь о возвращении мраморов с акрополя, что вполне логично.
В том-то и дело, что "лишь" не получится, выше я в своем ответе вам пишу об этом. Полностью согласна с автором блога - так и будет, повалится вся система музейного хранения. Если речь пойдет только о возврате Берегу Слоновой Кости каких-нибудь ритуальных погремушек из африканской коллекции Лувра, то и Бог с ними, но ведь затребовать будут шедевры, а не всякую мелочевку.

У меня нет слов. )))

:)) Хотелось начать год на высокой ноте.

Минут 20 назад рассказывала мужу про Ваши посты... )))

Хотела бы выразить признательность автору блога. Нашла его не так уж давно, но уже стала поклонницей. Большое спасибо! Очень полезно, познавательно и красота невероятная...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account