Previous Entry Share Next Entry
Греческие вазы: «Зверинец» для симпостия
НЮ
cicerone2007
Командировка в Санкт-Петербург меня порадовала: удалось часок побродить по пустым в этот сезон залам Эрмитажа, купить очень занимательную книжку об эстетике древнегреческого пира и прочитать ее на обратном пути. Это – «Вино в потоке образов» Франсуа Лиссаррага, изданная НЛО. Теперь можно порыться в фотоархиве, и новыми глазами посмотреть на греческие вазы.
Начну с виртуозных фигурных сосудов, прекрасная коллекция которых есть в собрании Эрмитажа. Но сначала полюбуемся не эрмитажным, а бостонским ритоном в виде головы мула:

Ритон в виде головы мула



А вот мул из собрания Эрмитажа. Этот сосуд тоже создан в Аттике. Датируется он 480 г. до н.э. и атрибутируется мастеру Брига. Жаль, что в Эрмитаже фигурные сосуды просто лежат в горизонтальной витрине. Такие произведения хочется рассматривать со всех сторон, тем более что интересна не только выразительная голова с уздечкой, но и краснофигурные росписи в верней части ритона:

Ритон в виде головы мула

Еще одна великолепная работа мастера Брига в Эрмитаже – ритон в виде головы собаки. На венчике сосуда изображена битва пигмеев с журавлями. Очень интересно представить себе взаимоотношение участника симпостия с таким сосудом.
«Во время симпостия не едят, так как чаще всего он происходит после трапезы в собственном смысле слова. Симпостий – это социальный институт, объединяющий взрослых мужчин, наделенных гражданским статусом, в рамках которого они пьют, исполняют лирическую поэзию, играют на музыкальных инструментах и обмениваются всевозможными речами» ( Ф. Лиссарраг. Вино в потоке образов. М.,2008. С. 17). Вино разбавлялось водой. Пропорции смешения «могут варьироваться в пределах от трех частей воды на одну часть вина до пяти к трем или трех к двум, в зависимости от желаемой крепости» (Там же). Поэтому величина ритонов нас, привыкших к бокалам и чистому вину, не должна удивлять.
Симпостий – это не только место для серьезных бесед, но и место для игры. Фигурный сосуд – один из объектов игры. Когда он наполнен, пирующий внимательно рассматривает изображение на венчике, а осушив ритон, может восхищаться живой мордой пса:

Ритон в виде головы собаки

В «зверинце» греческих мастеров 5 века до н.э. чаще всего встречаются изображения домашних животных. Вот, например, очаровательный бычок из собрания Музея изящных искусств в Бостоне:

Ритон в виде головы бычка

А это ритон в виде головы барана из Эрмитажа:

Ритон в виде головы барана

Вот еще один баран из Эрмитажа. Он датируется около 460 г до н.э. и считается работой мастера Сотада, одного из самых интересных мастеров эпохи:

РИтон в виде головы барана

С именем этого мастера связан и ритон в виде головы вепря из собрания Британского музея:

Ритон в виде головы вепря

Разумеется, не были забыты и птицы. Это эрмитажный сосуд, на венчике которого изображена богиня утренней зари Эос. Она влюбилась в прекрасного юношу Кефала и похищает его на наших глазах. Сосуд атрибутируется Мастеру Лондон D 15:

Ритон в виде птицы

А завершить рассматривание керамического «зверинца» я хочу не аттическим сосудом эпохи классики, а более ранним канфаром с головой обезьяны из собрания музея Метрополитен. Он был найден на Кипре:

Канфар в виде головы обезьяны

Замечательно. Спасибо.

Рада получить первый комплимент от Вас. Вы ведь разные вазочки видели!

Ваш барбос вполне мог бы стать моделью для ритона))

У меня дочка только что керамику закончила. Так что мы с ней просмотрели с подвизгиванием и постаныванием. )))

Интересно, а будущим керамистам такое на лекциях показывают? Нас искусствоведов не баловали. Фигурные сосуды я открыла для себя совсем недавно.

Спасибо! Предел совершенства! Но , вот осмелюсь спросить, про сюжет на вазочке из Бостона. Что тогда так было, то женщина в одежде стоит спокойно, а вокруг нее два голых мужика прыгают.

Сцена мифологическая. Вокруг Афродиты пляшут сатиры. Они конечно мужчины, но не совсем люди - здесь они с конскими хвостами и козлиными головами. В отличие от цивилизованных мужчин,сдерживать себя они не умеют.

Этих "баранов" из Эрмитажа помню с детства - они меня всегда удивляли :)
Спасибо, очень интересный обзор!

А какая у баранов шерстка! Я их в Эрмитаже заметила совсем недавно - после того как закончили реставрацию в двух греческих залах на первом этаже.

Великолепные сосуды!
Спасибо!

Давно мечтала полюбоваться греческими вазами.

Собака просто чудо. Спасибо.

Такая прекрасная, что для нее нужна специальная витрина.

испытал эстетическое наслаждение, спасибо

На вазочки я "запала" несколько лет назад. Какое же замечательное собрание в Бостоне! Но фотографировать через стекло очень трудно.

Здорово!) Люблю животных в древнем и средневековом искусстве, особенно стилизованных.)))

Котяра у Вас роскошный! с удовольствием несколько дней назад полюбовалась его портретом.

Спасибо! Конечно -мифическое, но греки народ мудрый, так просто свои мифы на вазочках не изображали. Забавно-Афродита стоит в одежде спокойная, а эти голые мужчины-сатиры вокруг нее выплясывают, да еще ,прости Господи, хвост лошадиный, а голова козлиная.

Чрезвычайно любопытно!

Ого! Спасибо! Какие замечательные! Из всего видела только бычка раньше)Греки все-таки самый удивительный народ:)

простите пожалуйста, не могли бы Вы прокомментировать орнамент в виде сердец (?) на ритоне в виде головы вепря?

Это не сердечки, а листики плюща. Плющ связан с Дионисом, тень от плюща спасла его от испепеления. На сосудах он встречается очень часто. Например, за бычком из Бостона кратер, который тоже украшен плющом. Но там сразу видно, что это листья.

Да, греки знали толк в подобных вещах! Хорошая коллекция!

?

Log in

No account? Create an account