Previous Entry Share Next Entry
Вспоминая Прадо: Сад любви
НЮ
cicerone2007
В Прадо есть несколько великолепных холстов Рубенса. Подлинная жемчужина коллекции – «Сад любви», когда-то украшавший спальные покои Филиппа IV. Это большое полотно очень интересно рассматривать после «Садов земных наслаждений» Босха и «Поклонения Венере» Тициана. Картина Рубенса, созданная около 1633, продолжает тему земного рая. Населяет этот рай антверпенское светское общество. Кавалеры и дамы изображены на лоне природы рядом с причудливым барочным гротом, в глубине которого видны три грации. Справа чрезвычайно живой скульптурный фонтан. Вокруг порхают амурчики, в их руках не только луки со стрелами, но и голуби, и розы. Журчит вода, кавалеры что-то нашептывают дамам, музыкант перебирает струны. Начнем с фрагмента:

В Садах любви.



Дама в золотистом платье с жемчужным ожерельем на шее, отрешившись и от подруг, и от окруживших ее амуров, смотрит на нас. Это – Елена Фоурмен, вторая жена Рубенса. А на земле рядом с ней расположилась пара любовников. Кавалер обращен к даме, что-то страстно ей говорит, а она, хотя и положила руку ему на ногу, тоже обращена к чему-то за пределами холста. Эта темноволосая дама очень напоминает первую жену Рубенса Изабеллу Брант.

Любовники

Сайт Прадо дает возможность рассмотреть полотно в деталях. Достаточно зайти по ссылке и кликнуть на + слева. И тогда можно убедиться, что смотрят на зрителя в этой картине только две дамы:

Рубенс. Сады любви
http://www.museodelprado.es/coleccion/galeria-on-line/galeria-on-line/zoom/1/obra/el-jardin-del-amor/oimg/0/


Вероятно, для Рубенса этот подчеркнуто земной сад обретает свою первоначальную суть как место потустороннего, посмертного блаженства.

Первая жена Рубенса Изабелла Брант умерла в 1626 году. „Воистину я потерял, — писал Рубенс, — превосходную подругу, которую я мог и должен был любить, потому что она не обладала никакими недостатками своего пола; она не была ни суровой, ни слабой, но такой доброй и такой честной, такой добродетельной, что все любили ее живую и оплакивают мертвую. Эта утрата поражает меня до самых глубин моего существа, и так как единственное лекарство от всех скорбей — забвение, дитя времени, придется возложить на него всю мою надежду. Но мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе" (письмо от 26 июля 1626 г. к Дюпюи).
Остались портреты. Вот живописный из собрания Галереи Уфицци:

Рубенс. Портрет Изабеллы Брандт
http://www.wga.hu/support/viewer/z.html

А это – еще более прекрасный рисунок, в котором так много жизни:

Рубенс. Портрет Изабеллы Брандт
http://www.artrenewal.org/asp/database/image.asp?id=17184


Через несколько лет, в 1630 году пятидесятитрехлетний Рубенс женится на своей шестнадцатилетней племяннице Елене Фоурмен. „Я решил снова жениться, — пишет он Пейреску, — потому что не чувствовал себя созревшим для воздержания и безбрачия; впрочем, если справедливо ставить на первое место умерщвление плоти, то будем пользоваться дозволенной страстью cum graciarum actione. Я взял молодую жену, дочь честных горожан, хотя меня со всех сторон старались убедить сделать выбор при дворе; но я испугался обычной для знати дурной черты — гордости, в особенности сильной у этого пола. Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти, и, сказать по правде, мне показалось жестоким потерять драгоценное сокровище свободы в обмен на поцелуи старухи" (письмо Пейреску от 18 декабря 1634 г.).

Елену Фоурмен мастер будет изображать постоянно. В «Саду любви» она в расцвете своей пышной красоты. Но в первых портретах – совсем девочка. Как, например, в этом рисунке из коллекции музея Бойманс – ван Бейнинген в Роттердаме:

Рубенс. Портрет Елены Фоурман

Есть еще одна прелестная картина из частного собрания, где Рубенс вводит молодую жену в свой дом, в Сад любви:

Рубенс вводит Елену Фоурман в свой дом
http://www.artrenewal.org/asp/database/image.asp?id=17189

Письма Рубенса цитируются по книге: В.Н.Лазарев. Старые европейские мастера. М., 1974. С. 16, 18.

  • 1
И за Рубенса спасибо, и за наводку на чудесный сайт Прадо - я там уже кое-чем разжилась!

Спасибо, что вы даёте нам возможность рассмотреть картины в таком хорошем формате. Сама бы искать не стала. Некогда. !!! )))

Наслаждайтесь на здоровье!

Спасибо за подборку картин Рубенса. Извините, но у меня вопрос не по теме: как Вы выкладываете картинки такого большого размера? У меня спонсируемый аккаунт и я хотел бы... или это возможно только на платном? И ещё вопрос: если я перейду на платный аккаунт, мой ЖЖ визуально не изменится, не придётся опять всё переделывать?

Вообще-то я - чайник. Мне кажется, что размер картинок зависит от того, где Вы их храните. Я завела альбомы на Яндекс-фотках. Проблем никаких нет. Хочу маленькие, хочу большие. С платным аккаунтом это не связано. Главное, что он мне дает - отсутствие назойливой рекламы, как в моем журнале, так и Вашу страницу я вижу без рекламы. Откупилась. Оформление, насколько я понимаю, - на Ваше усмотрение.

Спасибо за совет. Я сам кофейник. А как создать альбом на Яндекс-фото?

На Яндекс-фотки загрузил фото, спасибо

Спасибо. Очень, очень интересно. Замечательно проиллюстрировано.
Но как различаются восприятия.
По поводу 2-го портрета 1-ой жены у меня совершенно другое впечатление. Никогда бы не подумала, что слова "доброй и такой честной, такой добродетельной" могли бы относиться к такой даме. Такое выражение лица. Может быть, портрет сделан незадолго до смерти?

Правда? Я очень люблю этот рисунок. Мне кажется, что это просто живая и умная женщина, может быть, чуть-чуть ироничная. Во всяком случае, недоброй, нечестной, недобродетельной - я ее не воспринимаю.

Огромное спасибо за ваши красивые рассказы о любимых картинах. Я и зарегистрировалась, прочитав у вас о собаках в живописи великих мастеров. А особенно приятно, что вы все это видели своими глазами, а не просто описываете видеоматериал. Я занимаюсь русской живописью, реставрирую ее, а люблю Рубенса, Веласкеса, Мане, но увы пока не до путешествий. Так что каждый ваш новый рассказ очень воодушевляет. Спасибо!

Спасибо огромное!
Я очень люблю Рубенса и особенно его портреты его второй жены.
Больше всех - тот, что в Мюнхене, в свадебном наряде.

Но эти тоже великолепны.

Портреты Рубенса прекрасны! Первое мое потрясение от мастера было, когда в Москву привезли его автопортрет.

Рассматривать портреты вместе с Вами - одно удовольствие!
Благодарю за такую чудесную возможность.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account