Previous Entry Share Next Entry
Последнее произведение Микеланджело: Пьета Ронданини
НЮ
cicerone2007
Недавно перечитывала Уолтера Патера. В его эссе о поэзии Микеланджело нашла строки, которые воскресили в памяти образ «Пьеты Ронданини»: «Вся его надежда основана на сознании неведения — неведения человека, неведения природы духа, его происхождения и его способностей <…> Он поэт всей этой области чувств, — поэт, и поныне живо приковывающий наши задушевные мысли — немые вопросы о посмертном переходе в бесформенное состояние, предшествовавшее жизни; о перемене, о возмущении против этой перемены; далее о смягчающем, светлом порыве жалости; наконец, вдали неопределенный, смутный, но не более смутный, чем самые определенные мысли человечества за три столетия о предмете, столь близком его сердцу, о новом теле — неверный свет, неуловимый, внешний эффект на слишком неподвижных или слишком бесформенных лицах; греза расплывающаяся в мерцании утра, неверная, бесцельная, беспомощная; слабость слуха, памяти, осязания, дыхания, огонек на пороге двери, перышко в вихре». (У.Патер. Ренессанс. Очерки искусства и поэзии. М., 2006. С. 127-128.):

Микеланджело. Пьета Ронданини



Последнее произведение Микеланджело находится сейчас в замке Сфорцеско в Милане. В наш первый приезд в Милан «Пьета Ронданини» была на реставрации. Когда мы оказались в Милане снова, то до последнего мига не верилось, что мы ее увидим. Она сияла белизной, оторваться от созерцания этой тающей скульптурной группы было очень трудно. Только на снимке я разглядела, что ее постамент – это кусок античного надгробия, рядом с «Пьетой Ронданини» ты устремляешь взгляд только ввысь:

Микеланджело. Пьета Ронданини

Как и в других работах Микеланджело образ возникает в единстве проработанного и незавершенного:

Микеланджело. Пьета Ронданини

Но характер незавершенности «Пьеты Ронданини» совершенно иной, нежели в скульптурах гробницы Медичи. Незаконченность последней работы – это невозможность сказать телесным языком скульптуры то, что думал мастер. Создание произведения здесь превращается в процесс его разрушения.

О «Пьете Ронданини» прекрасно написал В.Н.Лазарев: «Над этой вещью, начатой около 1552 года, мастер еще работал за шесть дней до смерти. Группа осталась незаконченной, но и в том фрагментарном состоянии, в котором она до нас дошла, „Пьета Ронданини" оставляет незабываемое впечатление.
Поначалу Микеланджело принялся обрабатывать глыбу для композиции иного типа, зафиксированной на одном рисунке в Оксфорде. Это должно было быть „Положение во гроб"; мертвого Христа поддерживали сначала две фигуры, а затем одна <…> Но затем, почти десять лет спустя, он вновь вернулся к работе над группой, подвергнув ее весьма существенным изменениям. Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии. Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов.
Все эти изменения оставили свой след на поверхности камня: голова Христа изваяна из правого плеча Марии, рука Христа — из правой части фигуры богоматери и ее бедра; первоначальное левое плечо Христа и левый край его торса были использованы в дальнейшем как материал для его левой руки и для левой руки Марии; наконец, голове Марии придано более прямое положение, почти параллельное наклону головы Христа. Все эти изменения привели к тому, что „Положение во гроб" уступило место «Оплакиванию Христа» <…>:

Микеланджело. Пьета Ронданини

«Пьета Ронданини» — одно из самых трагичных по своему замыслу произведений Микеланджело. В нем великий мастер как бы прощается с жизнью. Безмерна степень того отчаяния, которое воплощено в этих двух одиноких фигурах, затерянных в огромном мире. Мать прижимается к мертвому телу сына, не будучи в силах с ним расстаться. Она не плачет, не кричит от страха и ужаса, не ломает руки. Ее скорбь безмолвна. В этом тончайшем по своей одухотворенности образе Микеланджело передал то, что он сам чувствовал и ощущал, — трагедию одиночества. Неустойчивые фигуры, охваченные единым, развернутым по параболе движением, приобрели необычайно вытянутые пропорции, от столь излюбленного мастером энергичного контрапоста не осталось и следа, тело стало инертным и преувеличенно хрупким. Пластическая масса, которой всегда так дорожил Микеланджело, как бы растаяла, улетучилась, испарилась, духовному началу здесь, строго говоря, уже не с чем бороться. В этой скульптурной группе художник впервые преодолевает мучительный конфликт противоборствующих сил, но ценою предельного облегчения материи, приобретающей удивительную одухотворенность <…>:

Микеланджело. Пьета Ронданини

Весь пройденный им жизненный путь отныне представляется Микеланджело сплошным заблуждением. В замечательном по своим поэтическим красотам сонете он пишет:

«В утлом челне, через разбушевавшееся море, жизнь моя в своем беге достигла общей для всех гавани, где предстоит отдать отчет о злых и добрых делах. Ныне я хорошо знаю, как обременяло меня заблуждением любящее воображение, сделавшее искусство моим идолом и царем и толкавшее меня желать то, чего каждый желает. Любовные мысли, некогда суетные и радостные, что от вас осталось, когда я приближаюсь к двойной смерти? В одной я уверен, другая мне угрожает. Ни кисть, ни резец не даруют покой душе, обращенной к той божественной любви, которая простерла на кресте руки, чтобы взять нас к себе».
(В.Н.Лазарев. Старые итальянские мастера. М., 1972. С.486-487)

Микеланджело. Пьета Ронданини

Одна из самых удивительных особенностей этой скульптурной группы – неясность пластического мотива. Что делает Мария? Поддерживает тело Христа или опирается на него? Эта неясность полна глубокого смысла: смерть Христа – это путь к его Воскресению и нашей надежде на бессмертие.

  • 1
Неужели опять сами снимали? У вас глаз какой-то волшебный:-))
Спасибо за рассказ! А я вот чего-то не пошла в Кастелло Сфорцеско смотреть этот шедевр. Правда, и времени у меня особо не было, и хватило мне несколькими годами раньше другой неоконченной микеланджеловской "Пьеты" из музея собора во Флоренции.

Волшебный - это уж слишком! Просто поставленный. В Кастелло Сфорцеско мы были первого мая. Я и не надеялась, что музей будет открыт. Шли мимо. А музей замечательный. Надо будет сделать специальную подборку о нем.

это чудо, а не скульптура, самое сильное у него.
вот бы в живую довелось увидеть.

От души желаю побывать в Милане. Он сложный город, но сокровища в нем прячутся поразительные!

Спасибо, всегда жду Ваших постов как подарка и никогда не обманываюсь.

Благодарю. Это - очень высокая оценка!

Вы обладаете удивительным талантом показывать новое. Спасибо опять и опять.

невероятная. струится, как музыка. как это можно было передать в камне, человеческими руками

Скульптура божественна. Т.е. абсолютно духовна. Как это ему удалось. Чудо.

Спасибо Вам. Искренне.
И за последний абзац - особенно.

Вот - нашла у Оригена сегодня...

"В Песни не раз описываются такие вещи, которые невозможно понять, не пережив самому. Бог свидетель, я часто чувствовал, что Жених грядет ко мне, что Он уже здесь, рядом со мной; но так же внезапно Он исчезал, и я не знал, где Его искать. Желаю нового Его прихода – и иногда Он является вторично: но когда уже вижу Его и могу коснуться руками, Он снова ускользает и снова возвращается, и так много раз,

пока, наконец, я не удержу Его и не взойду ввысь,

опираясь на Возлюбленного моего (Песн. 8: 5).


Ориген. Гом. на П.П. 1,7.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account