Previous Entry Share Next Entry
Августовское искусство. Как это было на самом деле.
НЮ
cicerone2007
Любуясь сейчас античной архитектурой, мы на самом деле любуемся скелетами. Представить каким был Древний Рим, как выглядел Палатин можно по фрескам виллы П.Фанниуса Синистора в Боскореале:

Вилла Боскореале


Эта вилла находилась на южном склоне Везувия и погибла вместе с Помпеями и Геркуланумом. Замечательные росписи спальни, которые датируют последними десятилетиями Римской Республики (40-30 гг. до н.э.) находятся в нью-йоркском Метрополитене:

Вилла Боскореале
http://www.metmuseum.org/toah/hd/cubi/hd_cubi.htm

Перед нами роскошный город на холме. И почему бы не предположить, что и во времена правления Августа примерно так мог выглядеть Палатин. На торцовой стене изображен идеальный сад:

Вилла Боскореале
http://www.metmuseum.org/toah/ho/04/eust/ho_03.14.13a-g.htm


Здесь есть перголы, гроты, фонтанчики, вьется плющ и щебечут птицы:


Вилла Боскореале
http://www.metmuseum.org/toah/ho/04/eust/ho_03.14.13a-g.htm


На продольных стенах росписи почти зеркальны. Они отличаются лишь нюансами. Элементы иллюзорной архитектуры связывают пространство реальное и созданное фантазией художника:

Вилла Боскореале
http://www.metmuseum.org/toah/ho/04/eust/ho_03.14.13a-g.htm

Словно в проеме окна мы видим ротонду, окруженную колоннадой. Цвет в архитектуре используется очень интенсивно. Колонны и пилястры необычайно разнообразны:


Вилла Боскореале
http://www.metmuseum.org/toah/ho/04/eust/ho_03.14.13a-g.htm

Причудливо громоздятся портики, башенки, балкончики жилых кварталов. Легко представить, что за роскошной дверью скрываются такие же украшенные фресками покои, как и на вилле в Боскореале:


Вилла Боскореале
http://www.metmuseum.org/toah/ho/04/eust/ho_03.14.13a-g.htm

Людей нигде не видно, но где-то приоткрыто окно, к которому приставлена лестница, удивительно живыми кажутся театральные маски, венчающие стены с архитектурными фантазиями:

Вилла Боскореале

Вилла Боскореале


Между дверью и статуэткой на колонне курится жертвенник:

Вилла Боскореале


Еще две парные композиции демонстрируют нам святилища с золочеными статуями, жертвенниками, вазами и щитами. Это дополняется зеленью пальм и кипарисов:


Вилла Боскореале
http://www.metmuseum.org/toah/ho/04/eust/ho_03.14.13a-g.htm


Вилла Боскореале
http://www.metmuseum.org/toah/ho/04/eust/ho_03.14.13a-g.htm


На продольных и торцовых стенах несколько раз встречаются ярко красные колонны с композитными капителями и оплетающим стволы изящным золоченым орнаментом:

Вилла Боскореале

Идеальный город – не единственный фресковый комплекс, найденный на вилле в Боскореале. В соседнем зале демонстрируются фрески еще из двух комнат. На одной гирлянды с масками, змеями и бычьими головами:

Вилла Боскореале

Другое помещение украшали композиции с крупными человеческими фигурами. Прекрасно сохранилось изображение внушительной матроны с кифарой в руках. Из-за ее спины на нас внимательно смотрит девочка:

Вилла Боскореале


P.S. Оказавшись в Метрополитене, я уже в первом египетском зале была просто раздавлена фантастическим качеством произведений. Мое желание «пробежаться» по музею, чтобы понять, что нужно посмотреть прежде всего, оказалось неосуществимым. Смотреть хотелось все. В следующий раз я пошла в противоположную сторону – и также «пропала» в греческих залах. Только четвертое посещение музея дало мне возможность понять, что где находится. И вот я опять в Метрополитене через несколько лет. Но там открыли экспозицию искусства Древнего Рима. И бродить по этим залам можно было бесконечно. Ведь фрески из Боскореале – это всего лишь один из экспонатов…

  • 1
Здравствуйте! Привет вечному городу Риму. Какие красивые дома, какие фантазии, какой вкус в убранстве домов.

Всегда рада симпатичным гостям.

красота!
И по-видимому, никаких канонов во фресковой росписи?
Или всё-таки у римлян были ограничения тем, сюжетов?

Судя по тому, что дошло до нас, каких-то ограничений не было. Каноническим было изображение богов, героев, отчасти императоров.

тематический спектр был практически безграничным. императоры и мифы - это понятно. это тогдашний политический и культурный контекст.Изображалось всё, вызывавшее мало-мальский интерес у публики. Соответствено запросам заказчиков оформлялись интерьеры. стилистически к началу имперского рима надо выделить две крупнейшие "школы" живописи - этрусскую и греческую. проще говоря римскую живопись создавали не латиняне, а греки и этруски, воплощавшие в красках запросы римлян.

С безграничностью согласна. Но вот по поводу того, что римскую живопись создавали не латиняне - не поняла. Про этруские и греческие корни все ясно. Но то, чему я посвятила свои августовские посты, нигде кроме Рима не встречается. Приведите хоть один пример подобных живописных композиций у этрусков или греков. Греческие фрески даже на юге Италии, совсем недалеко от Помпей, совсем другие.

1.я так понимаю надо читать Плиния Старшего?
в Риме Этруски и греки - руководствовались прежде всего вкусами заказчиков, отсюда и "римский стиль" в живописи. В этрурии и великой греции - они (художники) руководствовались больше своими вкусами, отсюда - "тосканский" или "греческий" стиль. далее - сами римляне достаточно пренебрежительно относились к живописи как профессии, это общеизвестно. какие-то любители среди римлян, само собой, встречались.в любом случае я говорю о преобладающей тенденции.
2. про примеры.
во-первых, хорошо известно в каком состоянии дошла до нас античная живопись, в отличие от скульптуры. во-вторых, настоящей живописью считались картины на досках, а не роспись стен.
поэтому а) искусствоведам приходится ориентироваться на жалкие крохи и на мнения древних. б) Если действительно нужен был приличный мастер для росписи стен, то богачи предпочитали покупать греков.

Вы коснулись очень интересной методологической проблемы. Можно ли строить историю античного искусства, взяв за основу несколько дошедших до нас мнений современников. Вы же не будете отрицать, что суждений об искусстве дошло до нас крайне мало. Разумеется, что все эти мнения нам очень важны. Но вот я открыла наугад главу о Джорджоне у Вазари. И что - все, что упоминает Вазари до нас не дошло, а то, что мы знаем из произведений Джорджоне, Вазари не упоминает. А теперь представьте себе, что историю советского искусства 30-х гг. мы бы строили на основании статей официальных критиков тех лет, не видя 90% произведей. Что это будет?
Теперь о иностранных мастерах. Успенский и Архангельский соборы Московского Кремля, ц.Вознесения в Коломенском - это русское искусство или итальянское? Я-то думаю, что русское. В Италии такого нет. Вкусы заказчиков, местные религиозные или мирские традиции + мастерство художника (даже иностранного происхождения) - это и есть русское, английское, римское искусство.

1.когда говорится, к примеру, о римской (шире - античной) живописи, вседа упоминается о фрагментарности и т.д. Выводы делаются на основе того, что есть. Не густо, но лучше, чем молчать, оправдываясь фрагментарностью. Ошибки или неверные взгляды неверняка значительны, но и это надо принять.
1а. более того античная эстетика выводится из более широкого комплекса знаний, чем чудом сохранившиеся артефакты. анализируются во взаимосвязи общ.жизнь, исторический контекст, эволюция вкуса, литература, привлекается археология, что значительно снижает процент искажения. Создаются "границы", "рамочные условия" и проч.
2.Я же не отрицаю римскую живопись как таковую, потому как можно сформулировать "отличительные черты". просто для полноты картины упомянул значительное влияние "греческого и этрусского субстрата".
3. Надо полагаться на современников если не во взглядах на художников, то хотя бы на "списки авторов", для ориентации. характерно, что имеются имена и даже краткие биографии десятков греческих художников, а вот о римских, окромя, любителя помалевать фабия пиктора, и еще 1-2 персон, неизвестно ничего. тоже информация к размышлению.

4. Что такое диктат вкуса, ясно видно на упомянутом вами примере о россии 15 в. т.к. мы не видим в россии живоп.школы и картин (икон) в итальянской манере, хотя уже и монтенья и гоццоли и боттичели существовали, и прибывшие из италии мастера были в курсе новинок. но церкви строились в русско-византийском стиле и это понятно, учитывая ревностное отношение к православию, а, к примеру, кремль архитектурно имеет несколько аналогов на севере италии (в вероне, еще где-то, с ходу не вспомню). в данном случае надо говорить не о итальянском искусстве в россии, а о влиянии итальянского искусства на русское (весьма скромном, т.к. не итальянские вкусы востребованы были, а итальянские навыки).
У крёбера есть толстущая (1000 стр.) книжка по теме культурного роста и упадка и взаимовлияний культур. (ну и не только у крёбера, конечно). Просто там описывается природа появления "школы". Так вот в Риме именно национальной "школы" на основе имеющихся данных мы не наблюдаем (хотя можем говорить о римском стиле в архитектуре и т.д.). И это не такой уж редкий пример. Так в Англии о собственно английской живописи можно говорить только с рейнольдса, хоггарта, гейнсборо, т.е. с сер. 18 века. И эт опри том что были шекспир, елисаветинский театр и проч.

Пункт 4 противоречит пункту 2. Скажите, а удалось ли Вам побывать в Риме и Афинах, увидеть архитектуру и музеи? Книжек я прочла достаточно, но "суха теория, мой друг..." Кстати, два проекта последних лет "Путешествие в античность" Г.Ревзина и "Римский мир" Г.Атаянца Вам знакомы? Читать полезно, но смотреть СВОИМИ глазами надо обязательно. А не только повторять:"Греция, взятая в плен, победителей диких пленила, в Лаций суровый искусство внеся".

1.спасибо, что открыли глаза, что надо смотреть своими глазами. сам как-то не додумался)).
2.п.2 не противоречит п.4, прочитайте внимательнее, может я скомкано выразился, но суть понять можно.
2а. "суха теория, мой друг..." - извините, к вам это не относится. у нас на курсе один двое-,троечник любил повторять эту фразу. Просто вспомнилось))
3. проекты ревзина и атаянца мне не знакомы, честно скажу. это интернет? я, бываю в основном на англоязычных сайтах.
4. в риме и афинах не был - путешествовал только по восточным странам - хотя побывать бы не отказался, где бы денежек найти?))
(Те же знакомые, что были, даром что вместе со мной учились на истфаке, не просветили ни на йоту).
5. >> А не только повторять///
приходится иногда и повторять, когда об этом забывают.

Дискуссию завершаем, поскольку Вы не стремитесь к точности формулировок и уходите от полемики (пример с Вазари Вы проигнорировали). Про русско-иностранные связи у Вас много неточностей, хотя по этой теме литературы сейчас вполне достаточно. Есть прекрасная книга Д.В.Сарабьянова "Россия и Запад".
Проекты Ревзина и Атаянца были выставочными и завершились роскошными альбомами фотографий. Думаю, что в интернете отзвуки найти можно.
Считайте, что я выполнила фунцию Ваших знакомых с истфака и просветила относительно того, что в учебниках и старых монографиях представлено слабо.
СВОИ глаза - это не издевка. Научное познание невозможно без критического переосмысления. А в области истории искусства без изучения подлинников не обойтись даже сейчас в век цифры. Это не дешево. И я благодарна судьбе, что получила возможность многое увидеть своими глазами. Это сильно поменяло мои представления о том, что я знала из книг. Веду журнал, потому что хочу сохранить и осмыслись свои впечатления и поделиться со всеми, кому это интересно.
Желаю Вам удачи.

действительно не стремлюсь к строгой точности к формулировкам, потому как думал, что в живом журнале, а не на научной конференции))
извините, что не знал про Атаянца, исправлюсь))
в последнем абзаце вы говорите очевидные вещи. это понятно и так. ))
жж у вас интересный, потому и "подписался", если для вас неприемлема моя вольная манера общения, впредь буду помалкивать со своими комментами.
Vale!

Встречаются любимые темы, которые повторяются почти без изменений. Например битва Тесея с Минотавром. Это можно воспринимать как некоторую иконографию. Или массовое производство.:-)

Недавно тоже рассматривал фрески этой виллы в Метрополитене.
Смотрел их в конце, уже пройдя все античные залы.
У меня было ощущение очень выраженной эклектики. Казалось, художник хотел соединить здесь все существовавшие тогда стили. Даже подумал, что тогда, в первом веке, такая живопись выглядела небесспорной. А может, её даже могли счесть безвкусной.

Думаю, что эклектика римлянами негативно не оценивалась. Это наши с Вами заморочки. Да и 4 стиля помпеянской живописи - это что-то очень умозрительное. Фрески из виллы Ливии - это какой стиль? То, хвалили античные авторы, до нас не дошло. А то, что дошло, они не описали. Есть столичные образцы, выполненные для императорской семьи. Есть росписи из провинциальных городов и загородных вилл.

Возможо, Вы правы. Вилла Ливии - первый или второй стиль, я не сильно в этом разбираюсь.

Просто я еаписал комментарий, представив, как спустя тысячелетие откопают нынешнюю Рублевку с её росписями в частных домах, и как их оценят.)

Мысль интересная! Сташно подумать, что откопают, изучая наше время. Боюсь, что о нас будут судить по лужковской архитектуре, монстрах Церетели и Глазунове с Шиловым.
Вся надежда на то, что ценить будут за образцы промышленного дизайна и еще за что-то, что для нас и искусством не является. Ведь восхищаемся мы сейчас тем, что когда-то воообще не предназначалось для зрителей (памятники из гробниц, специально для заупокойного культа созданные - Египет, армия Цинь Ши Хуанди)

Интересно, что римские памятники художественно практически все очень высокого качества. От элитарных росписей вилл, до фресок в публичных домах.
http://pavel-otdelnov.livejournal.com/37007.html
http://pavel-otdelnov.livejournal.com/36727.html

Большое спасибо за подборки из книжки, которую я не видела. Но я бы выразилась по поводу качества иначе: удивляет наличие большого количества произведений высокого качества в провинциальных городах. А разница все-таки есть. Чего только стоит ножка Венеры в раковине! Разницу я очень ощутила, когда оказалась на выставке помпеянской живописи в Палаццо Массимо. В одних залах фрески для императорской семьи, в других росписи из Помпей. Безумно интересно и то, и другое, но понимаешь что лучшие мастера работали в Риме.

интересно, и красиво)

Спасибо, очень интересно!

Окна в давно исчезнувший мир.

Невероятно!
Спс! :-)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account