Previous Entry Share Next Entry
Вспоминая Прадо: Кошка в мастерской.
НЮ
cicerone2007
У этой поздней картины Веласкеса два названия: «Пряхи» и «Афина и Арахна»: http://www.museodelprado.es/index.php?id=100&tx_obras[uid]=389&no_cache=1
Когда находишься перед самим полотном, понимаешь, что правильно второе.
Главное действие разворачивается под сводами арки, первый план прописан легко, менее четко, чем этого ожидаешь. А дальний план наполнен светом, манит сложными изысканными красочными сочетаниями. Впрочем, и первый план хорош: кисть словно порхает на наших глазах, создавая фигуру молодой пряхи.
А тут еще видишь кошку, которая мирно дремлет рядом с клубками и клочками шерсти…

Кошка в мастерской.




Что это за странная картина? На втором плане знатные дамы разыгрывают сцену из мифа об Афине и Арахне. Фигура в шлеме – Афина. Она наказывает Арахну, которая не только пыталась превзойти богиню в ремесле, но и позволяла себе непочтение к богам. Сцена разворачивается на фоне ковра, вытканного Арахной. На ковре изображена одна из любовных историй Зевса – похищение Европы. Кстати, автором этого изображения был Тициан.

Афина и Арахна

А на первом плане опять Афина и Арахна, только теперь во время состязания в мастерстве. Афина явилась к Арахне в виде старухи. Именно у ее ног притулилась кошка. А Арахна – это молодая пряха. Кончится для Арахны все плохо – Афина превратит ее в паука.

Порхающая кисть

Почему этот античный миф Веласкес избрал темой для своей картины?
Ответ содержится в «Менинах», где изображена мастерская художника, он сам, его главные заказчики – король и королева, инфанта, придворные, шуты: http://www.museodelprado.es/index.php?id=100&tx_obras[uid]=390&no_cache=1
Там, в полумраке мастерской на стене висят два полотна: «Аполлон и Марсий» и «Афина и Арахна». Обе эти картины о том, как люди состязались в искусстве с богами. Они приблизились к богам или даже превзошли богов. Боги их за это наказали. История Афины и Арахны нам известна, а Аполлон содрал с Марсия кожу. Веласкес идет по пути Арахны и Марсия, останавливая мгновение, создавая на полотне новую реальность.
Веласкес – удивительный мастер. Рядом с его картинами понимаешь, что такое шедевр. Это такое произведение искусства, которое создано как будто сейчас. Художник рассказывает нам о себе самое главное и при этом остается загадкой, которую каждый додумывает сам.

P.S. Диего Веласкес очень быстро достиг самой высокой точки, которая была возможна для художника в Испании 17 века – он был живописцем короля. Он жил во дворце рядом со своими полотнами. Он стал гофмаршалом двора – в его обязанности входило не только устройство празднеств, но и забота об отхожих местах во дворце. Он, как никто, был свободен в своем творчестве. И он же был «пленником» короля, поэтому с такой симпатией он изображал других «пленников» - шутов и дураков. На его памятнике высечено: «живописцу истины».

  • 1
У вас всегда все чудесно и познавательно. Видимо Веласкес на своей шкуре чувствовал, как опасно соревноваться с Богами. Опять я вспомнила, когда зимой смотрела великолепный фильм на DVD " Капитан Алатристе" , уж там и история Великой Испанской Короны и , что ни исторический сюжет, то он застывает полотном Великого Веласкеса. Обязательно посмотрите, вам должно понравится.

Приглашаю Вас в свое новое сообщество http://community.livejournal.com/stilarhitekturi/

Я всегда думала, что между клубочков шерсти не кошка, а кот - уж очень серьезный и монументальный.
И я в Прадо когда увидела эту картину, то подумала: "Вот кот, он сидит, поджав лапы, среди клубков и комочков шерсти - это же кошачий рай! Но он не играет с клубочками. Патамушта он уже наигрался. И, надменный, уже презирает земные кошачьи удовольствия".

М-м-м. А можно поглядеть ту картину Тициана, которая послужила прообразом для ковра? А то я из тициановских "Похищений Европы" только то знаю, которое в музее Стюарт Гарднер, но это явно не оно.

Почему не оно? В Бостоне мне показалось, что это оно и есть.

О! И действительно оно! Посмотрела еще разочек внимательно:-) Я совсем и забыла, что там еще и амуры по небу летают:-) Спасибо! Очень интересно. Я фанатка Веласкеса, но таких вещей не знала.

Как же здорово встретить фанатку Веласкеса! Никогда не забуду как у меня текли слезы перед "Менинами" в Прадо, поскольку музей закрывался в 13.00, а завтра утром надо было улетать, а на дворе был 1990 г., и поверить в то, что я еще раз попаду в Прадо было невозможно...

Очень интересно! спасибо! Может посоветуете что почитать по испанцам или конкретно по Веласкесу! Очень надо! А нигде ничего не нахожу :(

Хосе Ортега-и-Гассет. Веласкес. Гойя. М.,1997
А.К.Якимович. Художник и дворец. Диего Веласкес.М.,1989

Спасибо большое!

Наталья, это конечно нахальство с моей стороны, но, может быть вы составите список книг по искусству, которые на ваш взгляд полезно прочитать :)(краснею)

Халтурить не хочу, а для того, чтобы серьезно отнестись к Вашей просьбе, нужно очень много времени. Вот ссылка на сайт студентов-искусствоведов МГУ, если по нему пошарить, то можно найти и списки литературы и много другого интересного: http://iskunstvo.info/

но если вдруг когда нибудь составите свой каталог - буду черезвычайно рада!:)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account