Previous Entry Share Next Entry
Книга глазами дизайнера: ведущие дизайнеры книги показывают раритеты РГБ и свои работы
НЮ
cicerone2007
В Российской государственной библиотеке появился новый выставочный зал. Назвали его Ивановским, поскольку возведен он на фундаментах Картинной галереи Румянцевского музея, где когда-то находилось полотно "Явление Мессии" с этюдами к нему и Библейские эскизы Александра Иванова. Попасть в Ивановский зал можно со Староваганьковского переулка. Работает он с 11.00 до 20.00. Выходной - понедельник. Первую выставку открыли в конце декабря, через неделю она закроется. У тех, кто любит книгу, остался последний шанс познакомиться с этой экспозицией. Над выставкой работали хранители фондов РГБ и современные художники книги. Куратор проекта - Елена Рымшина, дизайнер -
Эрик Белоусов, каталог создал Евгений Корнеев, а я выступила руководителем проекта.

17917418_1435445303194712_9077474691591112243_o.jpg



На первом этаже располагаются раритеты, а на втором работы современных дизайнеров.

17917418_1435445303194712_9077474691591112243_o.jpg


17917418_1435445303194712_9077474691591112243_o.jpg

Борис Трофимов, один из участников выставки, создал инсталляцию - это своеобразное прощание с книжным набором:


17917418_1435445303194712_9077474691591112243_o.jpg

Десять раритетов из пятидесяти помогают рассмотреть наши фильмы и "листалки", а современные книги можно разглядывать и брать в руки в уютном читальном зале, который стал одной из частей выставки.

17917418_1435445303194712_9077474691591112243_o.jpg

Нашей выставке предшествовала серия встреч хранителей и дизайнеров. Их объединила любовь к книге. Какие-то раритеты художникам были хорошо известны, хотя далеко не все из хрестоматийных книг им доводилось держать в руках, какие-то книги они увидели впервые. Мы попросили дизайнеров отобрать для выставки то, что произвело на них самое сильное впечатление.
Вот несколько моих любимых экспонатов:
Выбор Юрия Суркова: Зарисовки Хокусая (Хокусай манга). Токио (Эдо), 1814—1878.

17917418_1435445303194712_9077474691591112243_o.jpg


17917418_1435445303194712_9077474691591112243_o.jpg

Выбор Евгения Корнеева: Собрание важнейшего из военных канонов (Чунсю Уцзин цзунъяо). Китай, между 1488 и 1644. В 10 т.


17917418_1435445303194712_9077474691591112243_o.jpg

Выбор Евгения Корнеева: Продолжение Нюрнбергских Гесперид или тщательное описание благородных цитрусовых, лимонных и померанцевых фруктов, как таковых и как надобно их в прилегающих территориях высаживать, ухаживать за ними и пересаживать… Фолькамер И. К (Volkamer J. Ch. Continuation der Nürnbergischen Hesperidum…). Нюрнберг: И. К. Фолькамер, 1714.

17917418_1435445303194712_9077474691591112243_o.jpg

Выбор Андрея Шелютто и Ирины Чекмаревой: Пятерица Низами Гянджеви (Хамсе). Тегеран, 1848. 232 с.: ил. Сборник поэм. Литографированное издание.


17917418_1435445303194712_9077474691591112243_o.jpg

17917418_1435445303194712_9077474691591112243_o.jpg


Проектом «Книга глазами дизайнера» не случайно открылось новое экспозиционное пространство Российской государственной библиотеки. В последнее десятилетие происходят важнейшие изменения в информационной сфере, а значит, и в судьбе книги: мы получаем основной массив информации из Интернета, исчезают периодические издания, научные и художественные тексты мы чаще всего читаем с экрана. Книга на наших глазах превращается в драгоценность, библиотека из рабочего пространства — в хранилище сокровищ.

17917418_1435445303194712_9077474691591112243_o.jpg

Но книга не собирается умирать. Она меняется. Происходит то, что когда-то во времена появления фотографии переживала живопись: тогда утилитарное изобразительное начало потеряло свою первостепенную важность, зато выразительное начало приобрело главное значение. Так и современная книга должна стать дизайнерской, чтобы не исчезнуть в эпоху гаджетов. РГБ по-прежнему собирает все издания, которые выходят в России. Огромные усилия затрачиваются для создания электронных ресурсов, и одновременно читателей всё активнее знакомят с тем, что известно по большей части лишь сотрудникам библиотеки. Хранители фондов интуитивно понимают, что сохранить можно только то, что общество воспринимает как ценность. И лучшего инструмента, чем современная выставка, для раскрытия ценности прошлого нет.

17917418_1435445303194712_9077474691591112243_o.jpg


17917418_1435445303194712_9077474691591112243_o.jpg

Но важны не только раритеты: формируя коллекцию РГБ, надо хорошо представлять себе современные тенденции искусства книги. К участию в проекте «Книга глазами дизайнера» мы пригласили тех мастеров, чьи работы отмечены на международных и всероссийских конкурсах. Разумеется, как и в любом выставочном проекте, многое определил выбор куратора. Среди участников выставки оказались художники разных поколений. Характерно, что мастера среднего и молодого поколений называют себя дизайнерами, а не художниками книги, поскольку работают не только с книгой, но и создают вещи, пространства, рекламу… Однако именно книга, где традицию надо соединить с современным взглядом, где невозможно игнорировать технологию и суть высказывания, их особенно привлекает. Книга интересует как сложное целое. А среди изданий сейчас особенно популярны не только каталоги, но и книги-выставки, в которых роль дизайнера становится первостепенной. Глядя на работы участников нашего проекта, понимаешь, что книгу в эпоху электронной экспансии спасет ее красота.

17917418_1435445303194712_9077474691591112243_o.jpg

Кроме своих фотографий я использовала съемку Захрат Абакаргаджиевой.

  • 1
(Deleted comment)
спасибо) поправила

Красота!

Удалось в свое время посмотреть книги из библиотеки В. Н. Татищева (хранятся сейчас в Свердловском краеведческом музее). В основном там издания 17 - начала 18 вв. Качество оформления и дизайн иллюстраций - на недостижимом сейчас уровне, как ни странно :-)

Да

Да, современные дизайнеры тоже удивляются книжным чудесам 15-18 веков. Картинка из китайского трактата 18 века

Как здорово, что Вы опять появились!

А Игорь Гурович у меня 1000 лет назад учился в Строгановке. Конечно, никогда бы не узнала. Да он и меня-то вряд ли помнит, я техническую механику преподавала.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account